МБДОУ Великооктябрьский детский сад "Белочка"
Фировский район Тверская область
Дополнительная общеразвивающая программа
духовно – нравственной направленности
«Добрый мир»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Педагог-психолог
Михайлова Е.Н.
2022г.
№ |
Содержание |
1 |
Пояснительная записка |
1.1. |
Направленность программы |
1.2. |
Актуальность |
1.3 |
Цели и задачи Программы |
1.4 |
Новизна программы «Добрый мир» |
1.5 |
Отличительные особенности дополнительной образовательнойпрограммы |
1.6 |
Адресат программы |
1.7 |
Содержание программы |
1.8 |
Планируемые результаты освоения кружковой программы |
1.9 |
Формы аттестации и демонстрации результатов: |
1.10 |
Формы отслеживания и фиксации результатов: |
1.11 |
Формы предъявления и демонстрации образовательныхрезультатов |
1.12 |
Материально – техническое обеспечение |
1.13 |
Кадровое обеспечение |
2. |
Учебный план |
3. |
Методическое обеспечение программы |
3.1 |
Объем и срок освоения программы |
3.2 |
Педагогические технологии |
3.3 |
Алгоритм занятия |
3.4 |
Принципы и подходы к формированию программы |
3.5 |
Взаимодействие с семьями воспитанников |
4. |
Список литературы |
Пояснительная записка
Направленность программы- социально-педагогическая
В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.
1.2. Актуальность
Одной из важных современных проблем является духовно- нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей является первостепенной задачей современной государственной политики РФ и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без
обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Необходимый потенциал для воспитания нравственного человека, накопленный на протяжении многих столетий, заложен в православной культуре.
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека - есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Программа «Добрый мир: православная культура для детей» рассматривается как историко - культурологическая. Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л. Шевченко в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании».
Программа кружка «Добрый мир» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ; Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования;
Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., 2014г.;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Великооктябрьский детский сад «Белочка»
1.3. Цели и задачи Программы:
Цель программы- развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
Заложить основы духовно-нравственного воспитания личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству.
Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей, родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях с окружающими.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, уметь просить прощения, поступать честно.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.
Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологи, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.4. Новизна программы «Добрый мир»:
православная культура для детей состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры. Содержание программы является дополнением к основной, общеразвивающей, программе дошкольного образования.
1.5. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-7 лет.
Детям не только сообщаются готовые знания, но иставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однакодополнена материалами духовно-нравственного характера.
Адресат программы- воспитанники старших и подготовительных к школе групп.
1.7. Содержание программы:
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра - путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»,
«Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы:
-сюжетные и ролевые игры;
драматизация;
беседа;
наблюдение;
экспериментирование;
обсуждение проблемных ситуаций;
конструирование;
художественное творчество;
музыцирование.
В условиях предметно - развивающей среды:
прогулки- путешествия;
выставки;
спектакли;
концерты и т.д.
В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.
Программа состоит из четырёх разделов:
I Раздел «Как устроен мир Божий? »
Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания.
Прогулки по дням творения:
Прогулка первая «Свет, день, ночь»
-Прогулка вторая «Небо»
-Прогулка третья «Земля, вода, растения»
-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»
-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»
-Прогулка шестая «Человек, животные»
-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»
II Раздел «Хорошо-плохо»
В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие- любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.
Рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Рассказ второй «будь послушным!» (о послушании и трудолюбии)
Рассказ третий «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе)
Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве)
Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве)
Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)
III «Устроение отношений в нашей жизни».
Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим.
Моя семья. Наш род.
Моя Родина
Православный храм
Наши меньшие друзья
IV Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»
В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятие по данной программе послужит экскурсия в храм.
Перспективное планирование по программе «Добрый мир» Старшая группа
Месяц |
Тема:» Прогулки по дням творения.Главные праздники |
Количествоминут |
Сентябрь |
Вводная «Приглашение к путешествию» |
25 |
«Наш красивый добрый мир» |
25 |
|
Прогулка первая «Свет. День. Ночь» |
25 |
|
«Какого цвета день?» |
25 |
|
Октябрь |
Прогулка вторая «Небо» |
25 |
«На кого похоже моё облако» |
25 |
|
«Звуки доброго мира» |
25 |
|
«Осень» |
25 |
|
Ноябрь |
Прогулка третья «Земля (суша) .Вода.Растения». |
25 |
«Путешествие воды» |
25 |
|
«Праздник Казанской иконы Божьей Матери» |
25 |
|
«Откуда взялся хлеб?» |
25 |
|
Декабрь |
«Растения. Деревья» |
25 |
«Цветы» |
25 |
|
«Скоро Рождество Христово» |
25 |
|
«Готовим подарки к Рождеству Христову» |
25 |
|
Январь |
«Праздник Рождества Христова» |
25 |
Прогулка четвертая «Солнце. Луна. Звёзды». |
25 |
|
Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые». |
25 |
|
«Птицы зимой» |
25 |
|
Февраль |
«Жители моря» |
25 |
«Шестиногие малыши» |
25 |
|
Прогулка шестая «Животные. Человек». |
25 |
«Домашние животные» |
25 |
|
Март |
«Дикие животные» |
25 |
«Как на земле появились люди?» |
25 |
|
«Для чего человеку душа?» |
25 |
|
Прогулка седьмая «День отдыха, покоя» |
25 |
|
Апрель |
«Скоро Пасха- Христово Воскресение» |
25 |
«Готовим пасхальные сувениры» |
25 |
|
«Праздник Пасхи- Светлое ХристовоВоскресение» |
25 |
|
«День Ангела. Именины» |
25 |
|
Май |
«Кто сотворил добрый мир» |
25 |
«Быть добрым хорошо» |
25 |
|
«Добрые качества моей души» |
25 |
|
«Умеем ли мы дружить?» |
25 |
Перспективное планирование по программе «Добрый мир» Подготовительная группа
Месяц |
Тема: «Хорошо- плохо. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшиедрузья. Главные праздники» |
Количествоминут |
Сентябрь |
«Наш красивый добрый мир» |
30 |
«Совесть добрый помощник» |
30 |
|
Добрые качества моей души» |
30 |
|
«О послушании» |
30 |
|
Октябрь |
«О трудолюбивых и ленивых» |
30 |
«О щедрых людях» |
30 |
|
«Звуки доброго мира» |
30 |
« Если вас обидели. О прощении» |
30 |
|
Ноябрь |
« О скромности и хвастовстве». |
30 |
«Праздник Казанской иконы Божьей Матери» |
30 |
|
«Чужое и своё» |
30 |
|
«Правда и ложь» |
30 |
|
Декабрь |
« Мои друзья» |
30 |
«Кого называют милосердным? Святой Николай» |
30 |
|
«Скоро Рождество Христово» |
30 |
|
«Готовим подарки к Рождеству Христову» |
30 |
|
Январь |
«Праздник Рождества Христова» |
30 |
«Мой род. Моя семья» |
30 |
|
«О почитании родителей» |
30 |
|
«Моя мама» |
30 |
|
Февраль |
«Мои бабушки и дедушки» |
30 |
«Мужчины нашей семьи» |
30 |
|
«Что мы называем Родиной» |
30 |
|
«Защитники Руси» |
30 |
|
Март |
«Храм- дом божий» |
30 |
«Кого, что мы видим в храме» |
30 |
|
«Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных» |
30 |
|
«Если нас обидели» |
30 |
|
Апрель |
« Скоро Пасха- Христово Воскресение» |
30 |
«Готовим пасхальные сувениры» |
30 |
|
«Праздник Пасхи- Светлое Христово Воскресение» |
30 |
|
«Кто сотворил добрый мир» |
30 |
|
Май |
«День Ангела. Небесные покровители. |
30 |
Именины». |
||
«Наши меньшие друзья» |
30 |
|
«О чудесной дружбе человека и животных» |
30 |
|
«Как следует человеку относиться кживотным, растениям, птицам» |
30 |
Возрастные особенности духовно- нравственного развития детей
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5- 7лет). Раннее детство учёными, специалистами в области духовно- нравственного воспитания охарактеризовало как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. Особенности раннего детства (до 6,5 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств.
1.8. Планируемые результаты освоения кружковой программы.
Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение честность, чуткость.
Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.
Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.
Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и
т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.
Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.
Формы аттестации и демонстрации результатов:наблюдение, педагогическая диагностика, творческая работа, выставка, конкурс.
Формы отслеживания и фиксации результатов: аналитическая справка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:открытое занятие, развлечение, игра.
В процессе реализации программы используются такие формы работы как: занятия, игры, развлечения, занятия с использованием электронных презентаций, чтение художественной литературы, фольклорные праздники, продуктивные виды деятельности, развлечения, посиделки, выставки, экскурсии.
Материально – техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает: магнитная доска, магнитофон
проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.
2. Учебный план
Старшая группа
Месяц |
Количество недель |
Количество занятий |
Количество часов |
Сентябрь |
4 |
4 |
1,4 |
Октябрь |
5 |
5 |
2,05 |
Ноябрь |
4 |
4 |
1,4 |
Декабрь |
4 |
4 |
1,4 |
Январь |
3 |
3 |
1,15 |
Февраль |
4 |
4 |
1,4 |
Март |
4 |
4 |
1,4 |
Апрель |
4 |
4 |
1,4 |
Май |
4 |
4 |
1,4 |
Итого: |
36 |
36 |
18 часов(1 занятие –25 минут) |
Подготовительная группа
Месяц |
Количество недель |
Количество занятий |
Количество часов |
Сентябрь |
4 |
4 |
2 |
Октябрь |
5 |
5 |
2,5 |
Ноябрь |
4 |
4 |
2 |
Декабрь |
4 |
4 |
2 |
Январь |
3 |
3 |
1,5 |
Февраль |
4 |
4 |
2 |
Март |
4 |
4 |
2 |
Апрель |
4 |
4 |
2 |
Май |
4 |
4 |
2 |
Итого: |
36 |
36 |
18 часов(1 занятие –30 минут) |
Методическое обеспечение программы:
«Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко
«Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко
4.«Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко 5.«Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко
Музыкальные материалы (CD-диск
Художественная литература по духовно-нравственному воспитанию детей. Конспекты занятий, разработки прогулок, экскурсий, игр, бесед
3.1. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется в старших и подготовительных к школе группах учреждения. Образовательный процесс ведется с сентября по май. Первый год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (25 мин). Общее количество занятий в год - 36. Второй год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (30мин). Общее количество занятий в год - 36.
Форма обучения - очная. Образовательная деятельность проводится в период пребывания ребенка в учреждении. Данная рабочая программа реализуется в форме кружковой работы.
Особенности организации образовательного процесса.
Организованная образовательная деятельность осуществляется на занятиях в соответствии с требованиями СанПиН в подгрупповой форме в процессе кружковой работы с детьми старших и подготовительных к школе группы. Содержание программы построено на принципах цикличности, что подразумевает воспроизведение содержания программы 2-го года обучения с углублением. Вновь зачисленные воспитанники в группы 2-го года обучения не нуждаются в прохождении программы 1-го года обучения и проходят обучение с учащимися своей возрастной категории.
3.2. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
игровые,т.к .ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
информационно – коммуникационные– обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности получения информации;
технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,
учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.
3.3. Алгоритм занятия
Этапы организации процесса познания могут варьироваться в зависимости от темы, задач, содержания исследования.
Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание.
Открытие нового знания, умения, способа действия.
Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Тренировочные задания, самостоятельная работа.
Рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали ...».
3.4. Принципы и подходы к формированию программы
Системности;
Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
Наглядности (предполагает наличие наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможности их достижения);
Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: ознакомление с окружающим и предметным миром, развитие речи, художественное творчество).
Интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных);
Вариативность ( создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др).
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
3.5 Взаимодействие с семьями воспитанников:
родительские собрания;
беседы по духовно-нравственному воспитанию детей;
семейные праздники «День матери», «Рождество Христово»; - мастер-классы, творческие мастерские;
выставки семейного творчества.
4. Список литературы:
«Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко
«Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко
«Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко
«Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко
«Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко
Музыкальные материалы (CD-диск)