Версия для слабовидящих
Общая информация
Дополнительная общеразвивающая программа духовно – нравственной направленности «Добрый мир»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад "Белочка"

Фировский район Тверская область

Дополнительная общеразвивающая программа

духовно – нравственной направленности

«Добрый мир»

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Педагог-психолог

Михайлова Е.Н.

2022г.

Содержание

1

Пояснительная записка

1.1.

Направленность программы

1.2.

Актуальность

1.3

Цели и задачи Программы

1.4

Новизна программы «Добрый мир»

1.5

Отличительные особенности дополнительной образовательнойпрограммы

1.6

Адресат программы

1.7

Содержание программы

1.8

Планируемые результаты освоения кружковой программы

1.9

Формы аттестации и демонстрации результатов:

1.10

Формы отслеживания и фиксации результатов:

1.11

Формы предъявления и демонстрации образовательныхрезультатов

1.12

Материально – техническое обеспечение

1.13

Кадровое обеспечение

2.

Учебный план

3.

Методическое обеспечение программы

3.1

Объем и срок освоения программы

3.2

Педагогические технологии

3.3

Алгоритм занятия

3.4

Принципы и подходы к формированию программы

3.5

Взаимодействие с семьями воспитанников

4.

Список литературы

Пояснительная записка

  • Направленность программы- социально-педагогическая

В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

1.2. Актуальность

Одной из важных современных проблем является духовно- нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей является первостепенной задачей современной государственной политики РФ и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без

обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Необходимый потенциал для воспитания нравственного человека, накопленный на протяжении многих столетий, заложен в православной культуре.

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека - есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Программа «Добрый мир: православная культура для детей» рассматривается как историко - культурологическая. Данная программа разработана на основе авторской общей программы «Православная культура» и учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л. Шевченко в соответствии с Федеральным законом

«Об образовании».

Программа кружка «Добрый мир» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ; Конвенция ООН о правах ребенка;

Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования;

Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., 2014г.;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Великооктябрьский детский сад «Белочка»

1.3. Цели и задачи Программы:

Цель программы- развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Заложить основы духовно-нравственного воспитания личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству.

  2. Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.

  3. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей, родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

  4. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях с окружающими.

  5. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, уметь просить прощения, поступать честно.

  1. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

  2. Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологи, формирование представлений о формах семейного уклада.

1.4. Новизна программы «Добрый мир»:

православная культура для детей состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры. Содержание программы является дополнением к основной, общеразвивающей, программе дошкольного образования.

1.5. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-7 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но иставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однакодополнена материалами духовно-нравственного характера.

  • Адресат программы- воспитанники старших и подготовительных к школе групп.

1.7. Содержание программы:

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра - путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»,

«Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы:

-сюжетные и ролевые игры;

  • драматизация;

  • беседа;

  • наблюдение;

  • экспериментирование;

  • обсуждение проблемных ситуаций;

  • конструирование;

  • художественное творчество;

  • музыцирование.

В условиях предметно - развивающей среды:

  • прогулки- путешествия;

  • выставки;

  • спектакли;

  • концерты и т.д.

В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.

Программа состоит из четырёх разделов:

I Раздел «Как устроен мир Божий? »

Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания.

Прогулки по дням творения:

  • Прогулка первая «Свет, день, ночь»

-Прогулка вторая «Небо»

-Прогулка третья «Земля, вода, растения»

-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»

-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»

-Прогулка шестая «Человек, животные»

-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»

II Раздел «Хорошо-плохо»

В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие- любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

  • Рассказ первый «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  • Рассказ второй «будь послушным!» (о послушании и трудолюбии)

  • Рассказ третий «Помоги!» (о милосердии, любви, заботе)

  • Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве)

  • Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» (о скромности и хвастовстве)

  • Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» ( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)

III «Устроение отношений в нашей жизни».

Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим.

  • Моя семья. Наш род.

  • Моя Родина

  • Православный храм

  • Наши меньшие друзья

IV Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»

В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятие по данной программе послужит экскурсия в храм.

Перспективное планирование по программе «Добрый мир» Старшая группа

Месяц

Тема:» Прогулки по дням творения.Главные праздники

Количествоминут

Сентябрь

Вводная «Приглашение к путешествию»

25

 

«Наш красивый добрый мир»

25

 

Прогулка первая «Свет. День. Ночь»

25

 

«Какого цвета день?»

25

Октябрь

Прогулка вторая «Небо»

25

 

«На кого похоже моё облако»

25

 

«Звуки доброго мира»

25

 

«Осень»

25

Ноябрь

Прогулка третья «Земля (суша) .Вода.Растения».

25

 

«Путешествие воды»

25

 

«Праздник Казанской иконы Божьей Матери»

25

 

«Откуда взялся хлеб?»

25

Декабрь

«Растения. Деревья»

25

 

«Цветы»

25

 

«Скоро Рождество Христово»

25

 

«Готовим подарки к Рождеству Христову»

25

Январь

«Праздник Рождества Христова»

25

 

Прогулка четвертая «Солнце. Луна. Звёзды».

25

 

Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые».

25

 

«Птицы зимой»

25

Февраль

«Жители моря»

25

 

«Шестиногие малыши»

25

 

Прогулка шестая «Животные. Человек».

25

 

«Домашние животные»

25

Март

«Дикие животные»

25

 

«Как на земле появились люди?»

25

 

«Для чего человеку душа?»

25

 

Прогулка седьмая «День отдыха, покоя»

25

Апрель

«Скоро Пасха- Христово Воскресение»

25

 

«Готовим пасхальные сувениры»

25

 

«Праздник Пасхи- Светлое ХристовоВоскресение»

25

 

«День Ангела. Именины»

25

Май

«Кто сотворил добрый мир»

25

 

«Быть добрым хорошо»

25

 

«Добрые качества моей души»

25

 

«Умеем ли мы дружить?»

25

Перспективное планирование по программе «Добрый мир» Подготовительная группа

Месяц

Тема: «Хорошо- плохо. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшиедрузья. Главные праздники»

Количествоминут

Сентябрь

«Наш красивый добрый мир»

30

 

«Совесть добрый помощник»

30

 

Добрые качества моей души»

30

 

«О послушании»

30

Октябрь

«О трудолюбивых и ленивых»

30

 

«О щедрых людях»

30

 

«Звуки доброго мира»

30

 

« Если вас обидели. О прощении»

30

Ноябрь

« О скромности и хвастовстве».

30

 

«Праздник Казанской иконы Божьей Матери»

30

 

«Чужое и своё»

30

 

«Правда и ложь»

30

Декабрь

« Мои друзья»

30

 

«Кого называют милосердным? Святой

Николай»

30

 

«Скоро Рождество Христово»

30

 

«Готовим подарки к Рождеству Христову»

30

Январь

«Праздник Рождества Христова»

30

 

«Мой род. Моя семья»

30

 

«О почитании родителей»

30

 

«Моя мама»

30

Февраль

«Мои бабушки и дедушки»

30

 

«Мужчины нашей семьи»

30

 

«Что мы называем Родиной»

30

 

«Защитники Руси»

30

Март

«Храм- дом божий»

30

 

«Кого, что мы видим в храме»

30

 

«Добрые и недобрые творения в мире людей и

в мире животных»

30

 

«Если нас обидели»

30

Апрель

« Скоро Пасха- Христово Воскресение»

30

 

«Готовим пасхальные сувениры»

30

 

«Праздник Пасхи- Светлое Христово

Воскресение»

30

 

«Кто сотворил добрый мир»

30

Май

«День Ангела. Небесные покровители.

30

 

Именины».

 
 

«Наши меньшие друзья»

30

 

«О чудесной дружбе человека и животных»

30

 

«Как следует человеку относиться кживотным, растениям, птицам»

30

Возрастные особенности духовно- нравственного развития детей

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5- 7лет). Раннее детство учёными, специалистами в области духовно- нравственного воспитания охарактеризовало как «золотое время» в эмоциональной жизни ребёнка. Особенности раннего детства (до 6,5 лет) характеризуются: спонтанностью выражения чувств, эмоциональной бесконфликтностью, подверженностью быстрым сменам одномоментных впечатлений, свободой выражения чувств.

1.8. Планируемые результаты освоения кружковой программы.

  • Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение честность, чуткость.

  • Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.

  • Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

  • Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и

т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

  • Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.

Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.

  • Формы аттестации и демонстрации результатов:наблюдение, педагогическая диагностика, творческая работа, выставка, конкурс.

  • Формы отслеживания и фиксации результатов: аналитическая справка.

  • Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:открытое занятие, развлечение, игра.

В процессе реализации программы используются такие формы работы как: занятия, игры, развлечения, занятия с использованием электронных презентаций, чтение художественной литературы, фольклорные праздники, продуктивные виды деятельности, развлечения, посиделки, выставки, экскурсии.

  • Материально – техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает: магнитная доска, магнитофон

проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.

2. Учебный план

Старшая группа

Месяц

Количество недель

Количество занятий

Количество часов

Сентябрь

4

4

1,4

Октябрь

5

5

2,05

Ноябрь

4

4

1,4

Декабрь

4

4

1,4

Январь

3

3

1,15

Февраль

4

4

1,4

Март

4

4

1,4

Апрель

4

4

1,4

Май

4

4

1,4

Итого:

36

36

18 часов(1 занятие –25 минут)

Подготовительная группа

Месяц

Количество недель

Количество занятий

Количество часов

Сентябрь

4

4

2

Октябрь

5

5

2,5

Ноябрь

4

4

2

Декабрь

4

4

2

Январь

3

3

1,5

Февраль

4

4

2

Март

4

4

2

Апрель

4

4

2

Май

4

4

2

Итого:

36

36

18 часов(1 занятие –30 минут)

  1. Методическое обеспечение программы:

  1. «Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко

  2. «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко

4.«Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко 5.«Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко

  1. Музыкальные материалы (CD-диск

Художественная литература по духовно-нравственному воспитанию детей. Конспекты занятий, разработки прогулок, экскурсий, игр, бесед

3.1. Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется в старших и подготовительных к школе группах учреждения. Образовательный процесс ведется с сентября по май. Первый год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (25 мин). Общее количество занятий в год - 36. Второй год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу (30мин). Общее количество занятий в год - 36.

Форма обучения - очная. Образовательная деятельность проводится в период пребывания ребенка в учреждении. Данная рабочая программа реализуется в форме кружковой работы.

Особенности организации образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность осуществляется на занятиях в соответствии с требованиями СанПиН в подгрупповой форме в процессе кружковой работы с детьми старших и подготовительных к школе группы. Содержание программы построено на принципах цикличности, что подразумевает воспроизведение содержания программы 2-го года обучения с углублением. Вновь зачисленные воспитанники в группы 2-го года обучения не нуждаются в прохождении программы 1-го года обучения и проходят обучение с учащимися своей возрастной категории.

3.2. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

  • игровые,т.к .ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

  • информационно – коммуникационные– обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности получения информации;

  • технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,

учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

3.3. Алгоритм занятия

Этапы организации процесса познания могут варьироваться в зависимости от темы, задач, содержания исследования.

  1. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание.

  2. Открытие нового знания, умения, способа действия.

  3. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

  4. Тренировочные задания, самостоятельная работа.

  5. Рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали ...».

3.4. Принципы и подходы к формированию программы

  • Системности;

  • Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

  • Наглядности (предполагает наличие наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

  • Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

  • Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможности их достижения);

  • Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: ознакомление с окружающим и предметным миром, развитие речи, художественное творчество).

  • Интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных);

  • Вариативность ( создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др).

  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

3.5 Взаимодействие с семьями воспитанников:

  • родительские собрания;

  • беседы по духовно-нравственному воспитанию детей;

  • семейные праздники «День матери», «Рождество Христово»; - мастер-классы, творческие мастерские;

  • выставки семейного творчества.

4. Список литературы:

  1. «Добрый мир» Методическое пособие- М: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г. Л.Л.Шевченко

  2. «Добрый мир. Прогулки по дням творения » Л.Л.Шевченко

  3. «Добрый мир. Хорошо - плохо» Л.Л.Шевченко

  4. «Добрый мир. Устроение отношений в нашей жизни» Л.Л.Шевченко

  5. «Чему мы радуемся? Православные праздники» Л.Л.Шевченко

  6. Музыкальные материалы (CD-диск)

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: