МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверская область Фировский район
«Дымковская игрушка»
(недельный проект в старшей группе № 3)
Время проведения: 08.10.2018 – 12.10.2018г.
Вид проекта: информационно-творческий.
Актуальность: знакомство с одним из старинных промыслов России Дымковской игрушкой, будет способствовать не только эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников, .
Цель: формирование интереса к изучению русского прикладного искусства
Задачи:
- познакомить детей с одним из самых старинных промыслов России;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев;
- вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров;
- воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
-приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу;
-создать благоприятные условия для ознакомления детей с Дымковской игрушкой.
Предполагаемый результат:
- дети познакомятся с одним из старинных промыслов Росси - Дымковской игрушкой.
-совместная творческая работа еще более сблизит детей в группе.
Реализация проекта:
1. Просмотр презентации «Дымковская игрушка»;
2. Чтение четверостиший о Дымковских игрушках:
1. Индя- индя- индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой. (А. Дьяков)
2. Утка- Марфутка
Бережком идет,
Уточек- Марфуточек
Купаться ведет (Т. Марвина)
3. Непосредственно – образовательная деятельность (лепка, рисование, аппликация) «Дымковская игрушка».
Полученный результат:
1. Дети узнали больше информации о Дымковской игрушке, её происхождении, её изготовлении.
2. Дети попробовали себя в роли Дымковских мастеров – расписывали Дымковские игрушки.
3. У детей закрепился навык работы с пластилином, красками.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
«Дымковская лошадка»
НОД по рисованию в старшей группе № 3
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки).
- Закреплять умение детей рисоватьпростейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии).
-Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная).
-Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Материал и оборудование: дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
О каких игрушках идет речь в этих стихах?
Дети: - О дымковских игрушках.
Воспитатель: - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках. Назовите их.
Дети перечисляют: - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…
Воспитатель: - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?
Дети перечисляют цвета: - Синий, красный, оранжевый…
Воспитатель: - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?
Дети: - Белый цвет.
Воспитатель: - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, и какой краской?
Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".
Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?
Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.
Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву?
Дети. - Можно использовать коричневую краску.
Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?
Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца.
Воспитатель:- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!
Дети: - Да! Игрушки яркие, праздничные.
Подведение итогов:
В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Воспитатель: - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
На этом занятие окончено.
«Дымковский индюк»
(конспект НОД по лепке в старшей группе № 3)
Цели: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Передавать характерные признаки дымковской игрушки.
Задачи:
- Развивать интерес к работе с пластилином, мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие.
- Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
- Учить лепить индюка конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу
Воспитатель:
Ребята послушайте как написано о индюке в стихотворении:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Воспитатель: Как называют мастера, который делает такие игрушки?
А вы хотите ребята тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для родителей?
Ребята вспомните пожалуйста что нужно сделать чтобы слепить такого индюка?
Дети: Дети смотрят на части и называют формы.
Физкультминутка
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Продуктивная деятельность детей
Воспитатель: Проводится индивидуальная работа - помогать, подсказывать.
Дети: Самостоятельная работа – лепка индюка - соединение и украшение.
Итог занятия
Воспитатель: Какие красивые ребята у вас получились индюки.
Скажите кем вы сегодня были? Как называется игрушка? Промысел?
Дети: Ответы детей.
Дети показывают созданные ими изделия и делятся своими впечатлениями от того, что у них получилось с друзьями и воспитателем.
Воспитатель: Детям предлагается поставить свои работы на выставку.
«Дымковский двор»
(коллективная работа в старшей группе № 3)
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.
- Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи.
- Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.
- Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения
Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину "Дымковская слобода" (село, деревня, где создают глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки).
Материалы:
Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка). Большой лист бумаги для оформления картины.
Связь с другими занятиями и видами деятельности
Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия:
Вводная часть: Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие, на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка.
1. Основная часть.
Вы знаете, что такое Дымковская игрушка, из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи. Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковских игрушках цвета яркие: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?
2. Беседа с детьми:
-Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
-А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
3. Физкультминутка
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
4. Практическая деятельность
Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры. На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности. Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты). А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры. А потом посмотрим рисунков.
Итог занятия
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего понравилось здесь?
3. Что особенного в этой работе?
4. Какая у нас тема?
5. Понравились ли вам дымковские игрушки?
6. Не сложно ли было вам рисовать узоры и расписывать дымковские игрушки?
Спасибо ребята! Вы все молодцы! Вы очень хорошо старались и занимались и вот какая красивая коллективная работа у нас получилась! Дымковская слобода! Понравилось ли вам занятие?