МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Экологический проект «Огород на окне»
Воспитатели средней группы: Дубровина Н.В. Конкина М.В.
Тип проекта
- Исследовательский, творческий
- Групповой с привлечением родителей
- Долгосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта
01.03. – 27.05.2022г.
Актуальность проекта
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Этапы проекта
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемый результат проекта
- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
- Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
- Дети научаться вести наблюденияза растениями на окне
- Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
-Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
-С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
-Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
-Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
- определение темы;
- выявить цели и определить задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне,»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
- подготовка семян.
.-Ознакомительная консультация для родителей относительно назначения проекта.
-Сбор материала необходимого для реализации проекта.
-Подбор художественной литературы: рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок.
-Подготовка посадочного материала: лук, семена томата, грунт для посадки.
-Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.
-Пополнить папку дидактическими играми по экологии.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, чеснок, фасоль, редис);
- посадка: лук (коллективно) и индивидуально дома, томаты – индивидуально;
- Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт;
- Загадывание загадок, чтение стихов и рассказов.
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Чтение художественной литературы: Загадывание загадок, чтение стихов, поговорок.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Пальчиковая гимнастика "Капуста", "Огород"
- Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка.
- Совместный с детьми труд - уход за рассадой (полив, рыхление).
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения за ростом лука, семян
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.
Работа с родителями
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
- памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
- подборка литературы про овощи с участием родителей.
Предложить родителям дома вырастить лук на окне, поделится фотографиями и впечатлениями о проделанной работе.
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности;
- презентация проекта «Огород на окне».
- Выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина
- Фотоотчёт о проделанной работе
Работа с родителями
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
План мероприятий.
Познавательное развитие
- Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле. НОД «Посадка лука. НОД «Посадка томатов»;
Беседа на тему: "Подготовка огорода"
- "Что нужно растениям для роста?"
- «Какие бывают овощи»
- «Огород на окне».
- " Исследование семян.
Опытно-экспериментальная деятельность
- наблюдение за ростом лука в земле и в воде в детском саду и дома
- наблюдение: «Что вырастет из зернышка»
- Строение растений
- Рост, развитие растений
- «Условия, необходимые для жизни растений»:
- Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.
- Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
- Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
- Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
- "Земля или "вода
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие творческих способностей.- Совершенствовать умение видеть окружающую красоту природы и отражать увиденное и прочитанное в рисунках.
Аппликация: «Овощи на тарелке»
Цель:учить передавать форму овощей, развивать речь.
Аппликация «Лук от семи недуг»
Цель: продолжать учить вырезать детали овощей, аккуратно наклеить заготовки.
Лепка «Лучок»
Цель: учить детей лепить овощи, используя разные приёмы лепки (раскатывание, вытягивание и т.д.)
Рисование «Зелёный лук»
Цель: продолжать учить детей рисовать красками и кисточкой, аккуратно закрашивать, промывать кисточку и набирать другой цвет.
Чтение художественной литературы.
-Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
- Ю. Тувим «Овощи»
- «Спор овощей».
- Я. Тайц «Послушный дождик»
- В. Сутеев «Яблоко»
- Д. Родари «Приключение Чипполино»
- В. Коркин «Что растёт на огороде»
- Н. Притулина «Лесной огород»
- Т. Чиживская «Тишкин огород»
- А. Н Толстой «Вершки и корешки»
- А. Н. Афанасьев «Репка»
- С. Михалков "Овощи"
- Александр Прокофьев "Огород"
Социализация
- Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
- Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»"(с муляжами)
- «Найди все овощи»
- «Один - много»
- «Какого цвета овощи»
- «Что лишнее»
- «Вершки и корешки»
- «Расскажи об овоще, фрукте» по схеме.
- «Подобрать фрукт или овощ к соответствующей фигуре»
- «Узнай растение по форме»
- «Чьё семечко?»
- «Найди по описанию»
- «Собери и назови овощи» (разрезные картинки).
- «Овощной магазин».
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Приготовимщи для кукол»
Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.
Фотоотчёт от родителей, как дети выращивали и ухаживали за луком дома.
Цель: привить заботливое отношение к растениям, воспитывать усидчивость, наблюдательность, желание помогать взрослым. Вызвать положительные эмоции от полученного результата.
Результат. Дети с удовольствием наблюдали за растущими растениями, ухаживали за ними, делились впечатлениями с детьми о своем мине огороде дома, присылали фотографии. Хотим продолжить наблюдать за овощами и в летний период. С нетерпением будем ждать плоды помидор.