МБДОУ Великооктябрьский детский сад "Белочка"
Фировский район Тверская область
Экскурсия в сквер: «Встреча с русской красавицей»
Подготовили воспитатели: Михайлова Е.Н., Конкина М.В.
Участники экскурсии: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели.
Сроки реализации: 03.05.2018г.
Цель: Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.
Задачи:
• Расширять представления детей о березе;
• Формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов;
• Воспитывать чувство любви к Родине, родной природе.
Предварительная работа
Разучивание стихов, отгадывание загадок.
Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим друзьям в сквер. Как вы думаете, кто они? (ответы детей)
- Наши друзья это деревья. Вы согласны пойти со мной в сквер?
- Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут в нашем сквере. (Дети отвечают)
-Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. (Дети отвечают)
-У меня для вас есть загадка об одном дереве. Послушайте её и отгадайте:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке
Свесив сережки.
(Дети отвечают)
-Да, это береза. И сегодня мы поговорим о ней.
- Скажите, по каким приметам можно узнать березу? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас Вика расскажет стихотворение о березе.
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу,
В речку, как, в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
- Скажите мне, а как называется кора березы? (Дети отвечают)
-Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Береста напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.
- Береста березы является хорошим материалом для поделок. Из неё издавна изготовляли туески, лапти, корзины, даже целые картины.
- Как вы думаете, в сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а что такое сережки у березы?
(сережки у березы – это собранные вместе плоды)
- Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка.
- Как вы думаете, почему семена березы очень малы? (ответы детей)
- Правильно, дети. Они маленькие для того, чтобы ветру и животным легче было разносить их.
- Березу всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы.
-Как можно березу назвать ласково? (березка, березонька)
- А еще ее называют белоствольной, кудрявой.
- Чем отличается береза от остальных деревьев?
(у нее белый ствол с черными черточками)
- Ребята, как вы думаете, для чего березе черные точки? (ответы детей)
- А как называются эти черточки? (чечевички)
- Оказывается, что береза через них дышит.
- Скажите, а из каких частей состоит береза? (ствол, листья, ветки, корни)
- Как можно назвать одним словом ветки с листьями? (крона).
Стихотворения про красавицу березку расскажут: София, Лиза, Артём.
Игра«Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто природу обожает,
Весной деревца сажает?
- Это я!
Кто любит отдыхать
И природу засорять?
- Это не я!
Кто желает помогать,
Весной деревца сажать?
- Это я!
Кто желает помогать
Деревца, кусты ломать?
- Это не я!
Кто в любую непогоду
Любит матушку природу?
- Это я, это я, это все мои друзья!
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю подойти к самой старой березе. Деревья очень много видят, слышат.Сегодня, после тихого часа вы услышите рассказ, что береза видела во время войны.
Рефлексия.«Доброе дело» (предложить детям собрать сухие ветки). Прощание с березами (поглаживание ствола, обнимание, фото на память).
Результат: дети рассмотрели берёзы, потрогали их руками, узнали много нового об этом дереве, с удовольствием погуляли по скверу, получили массу положительных эмоций.