МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
экологической акции «Покормите птиц зимой!»
Подготовительная группа №6.
Подготовили воспитатели: Григорьева А.В., Михайлова Е.Н.
Дата проведения: декабрь 2022г
Актуальность:
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году.
Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой! » и «С каждого по зернышку», тем самым прививая детям, любовь ко всему живому.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц.
Задачи:
- расширить представления детей о птицах,
об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
- вызвать у детей желание привлечь взрослых членов семьи к помощи птицам зимой изготовлении кормушек;
Акция: «С каждого по зернышку».
Цель: сбор корма для птиц, систематическое пополнение кормушек собранным в ходе акции кормом.
Дети и их родители приносят разнообразный корм для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др.).
Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Кормушки за время наблюдений посетили 6 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, снегири, вороны и сороки.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали иллюстрации с изображением птиц ,, , проводились познавательные занятия, беседы. Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.
В ходе проведения акций дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года
Этапы работы:
1.Подготовительный:
-беседа с родителями о цели и задачах проекта и необходимости их участии в нём;
-оформление информации "Как правильно подкармливать птиц зимой» в уголке для родителей;
-подбор методического и дидактического материала (художественной литературы и материалов для продуктивной деятельности) по проекту;
2.Основной:
- изготовление и развешивание кормушек
-наблюдение за зимующими птицами, особенностями их поведения зимой и во время кормления;
-беседы о птицах, их поведении, особенностях строения, питании;
-чтение книг о птицах;
-отгадывание загадок о зимующих птицах;
- просмотр презентаций о зимующих птицах;
- познакомить детей со стихотворениями:
А.Яшина «Подкормите птиц»; А.Барто « Скачет шустрая синица», «Воробей», А.Чепурова «Трудно птицам зимовать», М.Пляцковского «Снегирь»;(заучивание по желанию) с рассказами:Г.Скребицкого и В.Чаплиной « Чем дятел зимой кормится», В.Зотова «Птичья столовая», Н.Сладков «Зимние долги», Л.Н.Толстой «Воробей на часах», В.В.Бианки «Снегирушка-милушка», «Синичкин календарь (январь, февраль)»
-пальчиковая игра «Птицы»;
-подвижные игры «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль»;
- физ.минутка «Воробей»;
-гимнастика пробуждения «Птицы»;
-комплекс утренней гимнастики «Воробушки»;
-прослушивание записи голосов зимующих птиц;
-дидактические игры «Найди зимующих птиц», «Какой птички не стало» », «Угадай по описанию»;
-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
раскрашивание картинок «синицы, снегири»
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель:учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель:установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?»(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель:учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель:обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель:познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
3.Заключительный этап:
Изготовление кормушек своими руками.
Результативность:
- сформированы элементарные представления о зимующих птицах;
-развит интерес к наблюдению (любознательность, познавательная активность);
-дети применяют полученные знания в повседневной жизни.
В ходе реализации данной акции воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.
Таким образом, у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому.