Направление работы |
Диагностическое |
Цели |
1. Получение надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных результатов развития, обучения и воспитания.
2. Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.
3. Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.
4. Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.
5. Дифференциальная диагностика детей с особыми образовательными потребностями для перспективного формирования коррекционно-развивающей работы.
Задачи |
1.Выявить уровень актуального и ближайшего психического развития детей с особыми образовательными потребностями.
2.Изучить особенности познавательной деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе разработать оптимальную систему подготовки к школе.
3.Определить индивидуальные особенности психического развития детей (самооценка, личностные черты и качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и осознанность мотивов. )
4. Выявление индивидуально-личностных особенностей детей для составления ИОМ.
№ |
Содержание |
Форма проведения |
Контингент участников |
Сроки проведения |
1 |
Определения уровня адаптации к детскому саду |
Наблюдение, анкетирование, заполнение листов адаптации |
2 младшие группы |
Сентябрь |
2 |
"Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада" |
Анкетирование |
Родители 2 младших групп |
Сентябрь |
3 |
Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ. |
Изучение медицинских карт |
Дети всех возрастных групп |
Сентябрь |
4 |
Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в поведении и обучении |
Наблюдение, анкетирование , беседы с педагогами и родителями |
Дети старших групп |
Сентябрь-октябрь |
5 |
Выявление семей «групп риска», сбор данных о детях и родителях, относящихся к этой категории. |
Наблюдение, анкетирование |
Все возрастные группы |
Сентябрь-ноябрь
|
6 |
Определение общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов; мотивационная готовность к школьному обучению, самооценка и т.д.) |
Тестирование |
Подготовит. группа |
В течении года |
7 |
Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений |
Проективное тестирование "Моя семья" |
Подготовительные, старшие группы |
Октябрь-ноябрь |
8 |
Определение особенностей психического развития детей |
Тестирование, анкетирование, наблюдение |
По запросам воспитателей и родителей |
Сентябрь-май |
9 |
Изучение психологического климата в коллективе |
Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе |
Педагоги ДОУ |
Октябрь |
10 |
Диагностика актуального уровня развития психических процессов и функций у детей |
Тестирование, анализ продуктов деятельности |
Коррекционные группы |
Октябрь-ноябрь |
11 |
Диагностика удовлетворенности адаптацией |
Анкетирование |
Родители 2 младших групп |
Декабрь |
12 |
Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста |
Наблюдение, социометрия |
Старшая и подготовит группы |
Январь - февраль |
13 |
Определение динамики развития детей за 1 полугодие |
Банк методик |
Дети коррекционно-развивающих групп |
Январь |
14 |
Диагностика страхов у детей, уровень тревожности |
Анкетирование, тестирование, наблюдение |
По запросу |
По запросу |
15 |
Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником». |
Анкетирование |
Родители подготовит. группы |
Март |
16 |
Диагностика профессионального эмоционального выгорания у педагогов |
Тестирование |
Педагоги ДОУ |
Март |
17 |
Изучение уровня готовности детей к школьному обучению. Итоговая диагностика. |
Тестирование |
Подготовит. группа |
Апрель, май |
18 |
Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, Составление психолого-педагогических заключений. |
Тестирование |
Все возрастные группы |
По запросу |
19 |
Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного процесса |
Анкетирование |
Подготовительные группы |
Май |
Направление работы |
Коррекционно-развивающее |
Цели |
1. Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.
2. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.
3. Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи |
1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать самого себя и других людей.
4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.
5. Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей.
6. Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных ролей.
7. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
№ |
Содержание |
Форма проведения |
Контингент участников |
Сроки проведения |
1. |
«Психогимнастика для детей 5-7 лет» Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. |
Игровое занятия |
Коррекционные группы |
Ноябрь-Апрель |
2. |
«Психогимнастика» Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. |
Игровое занятие |
коррекционная группа, п по запросу |
Ноябрь-Апрель |
3. |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
По запросу |
В течение года |
4. |
«Давай познакомимся» Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт, способствовать психическому и личностному росту детей |
Тренинговые занятия |
Коррекционные группы |
Ноябрь-Апрель |
5. |
«Приключения будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению) Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой; формирование позитивной мотивации к обучению в том числе формирование компонентов ассертивного поведения |
Мини-тренинги, игровые занятия |
Подготовит. группа |
Октябрь -Апрель |
6. |
Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными детьми |
Игровые занятия |
По результатам диагностики, по запросам |
По результатам |
7. |
Работа по развитию и коррекции психических процессов |
Индивид. и подгрупп. коррекционно-развивающие занятия |
По результатам диагностики |
Октябрь – апрель |
8. |
Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем) |
Индивид. занятия |
По результатам диагностики, по запросам |
По результатам |
9. |
«Сказочная подготовка к настоящей школе» Коррекция низкой мотивации к школьному обучению |
Чтение и проигрывание сказок |
Подготовит. группа |
Апрель-май |
10. |
Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка. |
Игровые упражнения |
По результатам диагностики, наблюдения и запросам родителей и педагогов. |
По результатам |
11. |
«Я учусь владеть собой» Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. |
Мини - тренинг |
Подготовительная группа |
Ноябрь - апрель |
12. |
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ. Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду |
Игровые упражнения |
2 младшие группы (вновь пришедшие дети) |
Сентябрь-октябрь |
Направление работы |
Организационно-методическое |
Цели |
1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному
развитию в условиях образовательного процесса ДОУ.
2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.
3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания.
Задачи |
1.Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
3. Создание эмоционального и психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психосоматических заболеваний.
4. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.
5. Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.
6. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа, обучению.
7. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
8. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
№ |
Содержание |
Форма проведения |
Контингент участников |
Сроки проведения |
|
1 |
Разработка диагностических материалов для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление адаптационных карт.анкет) |
Индивидуальная и групповая |
Родители младших групп, педагоги |
Август -сентябрь |
|
2 |
Подготовка кабинета к новому учебному году. |
Сентябрь |
|||
3 |
Подготовка диагностического инструментария для проведения обследований. |
Сентябрь |
|||
4 |
Посещение родительских групповых собраний |
Сообщение |
Возрастные группы |
По графику |
|
5 |
Участие в методических объединениях и совещаниях |
Разное |
Педагоги |
По плану |
|
6 |
Выступление на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической службы в ДОУ» |
Доклад |
Администрация и педагоги ДОУ |
Октябрь |
|
7 |
Анализ психолого-педагогической литературы в соответствии ФГОС ДО |
Сентябрь-октябрь |
|||
8 |
Подготовка и размещение информационного материала на личном интернет-сайте |
В течение года |
|||
9 |
Подготовка материалов на информационные стенды. |
Все группы |
В течение года |
||
10 |
Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.
|
Все группы |
В течение года |
||
11 |
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ |
Сентябрь |
|||
12 |
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ |
Дети "группы риска" |
Сентябрь-октябрь |
||
13 |
Заполнение отчетной документации |
Еженедельно |
|||
14 |
Планирование и анализ деятельности |
Сентябрь-май |
|||
15 |
Формирование коррекционных групп. |
Сентябрь-ноябрь |
|||
16 |
Процесс адаптации выпускников ДОУ в школе |
Педагоги ДОУ и школ |
Ноябрь |
||
17 |
Подготовка к консультационной работе по проблеме внедрения ФГОС с родителями и педагогами. |
Сообщение |
В течение года |
||
18 |
Обработка результатов диагн. |
В течение года |
|||
20 |
Подготовка психологических заключений по результатам диагностики |
В течение года И по запросу |
|||
21 |
Подготовка к индивидуально-групповой работе |
В течение года |
|||
22 |
Посещение совещаний, семинаров, лекций |
В течение года |
|||
23 |
Подготовка публикаций об опыте работы |
В течение года |
|||
24 |
Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии. |
Постоянно в течение года |
|||
25 |
«Готов ли ребенок к школе» |
Анкетирование |
Родители ДОУ |
Март |
|
26 |
Анализ уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе |
Анализ диагностики |
Педагоги ДОУ |
Апрель |
|
27 |
Сообщение о результатах готовности выпускников ДОУ к обучению в школе |
Доклад, анализ диагностики |
Педагоги ДОУ |
Май |
|
28 |
Общее родительское собрание «Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в реализации задач воспитания, обучения и развития детей» |
Доклад |
Родители |
Май |
|
29 |
Составление годового отчета |
Май |
|||
30 |
Оперативный контроль Изучение педагогами индивидуальных особенностей детей, осуществление индивидуального подхода в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Соблюдение прав ребенка Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада Выборочный (эпизодический) контроль -Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с детьми - Создание условий для успешного решения проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ |
Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ Педагоги ДОУ
Педагоги 2 младших групп |
Постоянно Постоянно Постоянно
Август-октябрь |
|
Консультативное, просветительское Цель
|
№ |
Содержание |
Форма проведения |
Контингент участников |
Сроки проведения |
1 |
Консультирование воспитателей подготовительных групп по результатам диагностического обследования |
Консультации |
Педагоги |
Сентябрь-октябрь |
2 |
Общение педагога с родителями |
Семинар-практикум |
Педагоги ДОУ |
По запросу |
3 |
Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам: · «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? · Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?» · « Как правильно хвалить ребенка» · «Ребёнок у экрана» · «Как родителям помочь застенчивому ребенку» · «Агрессивный ребёнок» · «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет» · «Скоро в школу» |
2-я младшая
Все группы
Подготовительные группы |
Сентябрь
Октябрь-май
В течение года |
|
4 |
Выступление на родительском собрание «На пути к школе» |
Доклад |
Подготовительные группы |
По запросу |
5 |
Выступление на родительских собраниях |
Доклад |
Все группы |
По плану воспитателей |
6 |
Консультации для родителей:
|
Консультации |
2 младшие группы |
В течение года |
7 |
Консультации для родителей
|
Консультации |
Средние группы |
В течение года |
8 |
Консультации для родителей:
|
Консультации |
Старшие группы |
В течение года |
9 |
Консультации для родителей:
|
Консультации |
Подготовительные группы |
В течение года |
10 |
"Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений) |
Тренинг |
Старшие, подготовительные группы |
По запросу |
11 |
«Готов ли мой ребенок к школе» (знакомство родителей с итогами диагностики детей) |
Беседа |
Родители подготовит. группы |
По запросу |
12 |
«Индивидуальные особенности психического развития детей» (индивидуальное консультирование по результатам диагностики) |
Беседа |
Родители |
По запросу |
13 |
Индивидуальное консультирование педагогов ДОУ |
Беседа |
Педагоги ДОУ |
Постоянно по графику |
14 |
Индивидуальное консультирование родителей |
Беседа |
Родители всех возрастных групп |
Постоянно по графику |
15 |
Индивидуальное консультирование родителей по проблеме создание условий в семье для эмоционального благополучия ребенка |
Беседа |
Родители всех возрастных групп |
Постоянно по графику |
16 |
Обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в образовательном процессе ДОУ |
Индивидуальные консультации Беседа |
Педагоги ДОУ |
Постоянно по графику |
17 |
Осуществление индивидуального подхода и соблюдение прав ребенка. |
Индивидуальные консультации, беседы |
Педагоги ДОУ |
Постоянно |
18 |
Консультация с педагогами "Профилактика синдрома эмоционального выгорания" |
Доклад |
Педагоги ДОУ |
Октябрь |
19 |
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Релаксационные упражнения" |
Семинар-практикум |
Педагоги ДОУ |
Декабрь |
20 |
Коррекции детских страхов"Веселый страх" |
Совместное занятие в форме тренинга |
Родители и дети старших и подготовительных групп |
Февраль |
В своей работе я руководствуюсь следующей методической литературой:
Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е. Вераксы). - М., 2008.
А.Н. Веракса Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М., 2009.
А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду. - М., 2011.