Версия для слабовидящих
Общая информация
Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016 - 2017 учебный год

Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016 - 2017 учебный год

Направление работы

Диагностическое

Цели

1. Получение надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных результатов развития, обучения и воспитания.

2. Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.

3. Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.

4. Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.

5. Дифференциальная диагностика детей с особыми образовательными потребностями для перспективного формирования коррекционно-развивающей работы.

Задачи

1.Выявить уровень актуального и ближайшего психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

2.Изучить особенности познавательной деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе разработать оптимальную систему подготовки к школе.

3.Определить индивидуальные особенности психического развития детей (самооценка, личностные черты и качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и осознанность мотивов. )  

4. Выявление индивидуально-личностных особенностей детей для составления ИОМ.  

Содержание

Форма проведения

Контингент участников

Сроки проведения

1

Определения уровня адаптации к детскому саду

Наблюдение, анкетирование, заполнение листов адаптации

2 младшие группы

Сентябрь

2

"Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада"

Анкетирование

Родители 2 младших групп

Сентябрь

3

Сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

Изучение медицинских карт

Дети всех возрастных групп

Сентябрь

4

Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в поведении и обучении

Наблюдение, анкетирование , беседы с педагогами и родителями

Дети старших групп

Сентябрь-октябрь

5

 Выявление семей «групп риска», сбор данных о детях и родителях, относящихся к этой категории.

Наблюдение, анкетирование

Все возрастные группы

Сентябрь-ноябрь

 

6

Определение общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов; мотивационная готовность к школьному обучению, самооценка и т.д.)

Тестирование

Подготовит. группа

В течении года

7

Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений

Проективное тестирование "Моя семья"

Подготовительные, старшие группы

Октябрь-ноябрь

8

Определение особенностей психического развития детей

Тестирование, анкетирование, наблюдение

По запросам воспитателей и родителей

Сентябрь-май

9

Изучение психологического климата в коллективе

Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе

Педагоги ДОУ

Октябрь

10

Диагностика актуального уровня развития психических процессов и функций у детей

Тестирование, анализ продуктов деятельности

Коррекционные группы

Октябрь-ноябрь

11

Диагностика удовлетворенности адаптацией

Анкетирование

Родители 2 младших групп

Декабрь

12

Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста

Наблюдение,  социометрия

Старшая и подготовит группы

Январь - февраль

13

Определение динамики развития детей за 1 полугодие

Банк методик

Дети коррекционно-развивающих групп

Январь

14

Диагностика страхов у детей, уровень тревожности

Анкетирование, тестирование, наблюдение

По запросу

По запросу

15

Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Анкетирование

Родители подготовит. группы

Март

16

Диагностика профессионального эмоционального выгорания у педагогов

Тестирование

Педагоги ДОУ

 Март

17

Изучение уровня готовности детей  к школьному обучению. Итоговая диагностика.

Тестирование

Подготовит. группа

Апрель, май

18

Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, Составление психолого-педагогических заключений.

Тестирование

Все возрастные группы

По запросу

19

Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-образовательного процесса

Анкетирование

Подготовительные группы

Май

 

Направление работы

Коррекционно-развивающее

Цели

1. Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.

2. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.

3. Формирование и развитие ВПФ и эмоционально-личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи

1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка  в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.

2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать самого себя и других людей.

4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.

5. Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей.

6. Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных ролей.

7. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер. 

Содержание

Форма проведения

Контингент участников

Сроки проведения

1.

«Психогимнастика для детей 5-7 лет»

Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Игровое занятия

Коррекционные группы

Ноябрь-Апрель

2.

«Психогимнастика»

Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Игровое занятие

коррекционная группа, п

по запросу

Ноябрь-Апрель

3.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

По запросу

В течение года

4.

«Давай познакомимся»

Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт, способствовать психическому и личностному росту детей

Тренинговые занятия

Коррекционные группы

Ноябрь-Апрель

5.

«Приключения будущих первоклассников» (психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению)

Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой; формирование позитивной мотивации к обучению в том числе формирование компонентов ассертивного поведения

Мини-тренинги, игровые занятия

Подготовит. группа

Октябрь -Апрель

6.  

Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными детьми

Игровые занятия

По результатам диагностики, по запросам

По результатам

7.

Работа по развитию и коррекции психических процессов

Индивид. и подгрупп. коррекционно-развивающие занятия

По результатам диагностики

Октябрь – апрель

8.

Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем)

Индивид. занятия

По результатам диагностики, по запросам

По  результатам

9.

«Сказочная подготовка к настоящей школе»

Коррекция низкой мотивации к школьному обучению

Чтение и проигрывание сказок

Подготовит. группа

Апрель-май

10.

Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка.

Игровые упражнения

По результатам диагностики, наблюдения и запросам родителей и педагогов.

По результатам

11.

«Я учусь владеть собой»

Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Мини - тренинг

Подготовительная группа

Ноябрь - апрель

12.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ.

Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду

Игровые упражнения

2 младшие группы (вновь пришедшие дети)

Сентябрь-октябрь

 

Направление работы

Организационно-методическое

Цели

 

1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному

 развитию в условиях образовательного процесса ДОУ.

2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.

3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания.

Задачи

1.Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.

3. Создание эмоционального и психологического комфорта в ДОУ, как профилактики психосоматических заболеваний.

4. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.

5. Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.

6. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа, обучению.

7. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.

8. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс.

Содержание

Форма проведения

Контингент участников

Сроки проведения

1

Разработка диагностических материалов для детей   младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление адаптационных   карт.анкет)

Индивидуальная и групповая

Родители младших групп, педагоги

Август -сентябрь

2

Подготовка кабинета к новому учебному году.

   

Сентябрь

3

Подготовка диагностического инструментария для проведения обследований. 

   

Сентябрь

4

Посещение родительских групповых собраний

Сообщение

Возрастные  группы

По графику

5

Участие в методических объединениях и совещаниях

Разное

Педагоги

По плану

6

Выступление на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической службы в ДОУ»

Доклад

Администрация и педагоги ДОУ

Октябрь

7

Анализ психолого-педагогической литературы в соответствии ФГОС ДО

   

Сентябрь-октябрь

8

Подготовка   и размещение информационного материала на личном интернет-сайте

   

В течение года

9

Подготовка материалов на информационные стенды.    

 

Все группы

В течение года

10

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.   

 

 

Все группы

В течение года

11

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ

   

Сентябрь

12

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ

 

Дети "группы риска"

Сентябрь-октябрь

13

Заполнение отчетной документации

   

Еженедельно

14

Планирование и анализ деятельности

   

Сентябрь-май

15

Формирование коррекционных групп.

   

Сентябрь-ноябрь

16

Процесс адаптации выпускников ДОУ в школе

 

Педагоги ДОУ и школ

Ноябрь

17

Подготовка к консультационной работе по проблеме внедрения ФГОС с родителями и педагогами.

Сообщение

 

В течение года

18

Обработка результатов диагн.

   

В течение года

20

Подготовка психологических заключений по результатам диагностики

   

В течение года

И по запросу

21

Подготовка к индивидуально-групповой работе

   

В течение года

22

Посещение совещаний, семинаров, лекций

   

В течение года

23

Подготовка публикаций об опыте работы

   

В течение года

24

Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии.

   

Постоянно в течение года

25

«Готов ли ребенок к школе»

Анкетирование

Родители ДОУ

Март

26

Анализ уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе

Анализ диагностики

Педагоги ДОУ

Апрель

27

Сообщение о результатах готовности выпускников ДОУ к обучению в школе

Доклад, анализ диагностики

Педагоги ДОУ

Май

28

Общее родительское собрание «Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в реализации задач воспитания, обучения и развития детей»

Доклад

Родители

Май

29

Составление годового отчета

   

Май

 

 

 

 

 

30

Оперативный контроль

Изучение педагогами индивидуальных особенностей детей, осуществление индивидуального подхода в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Соблюдение прав ребенка

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

Выборочный (эпизодический) контроль

-Микроклимат в группе. Стиль общения педагогов с детьми

- Создание условий для успешного решения проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги 2 младших групп

Постоянно

Постоянно

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август-октябрь

Консультативное, просветительское

Цель

  1.  Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
    1. Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и родителей.
    2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.
    3. Психологическое просвещение педагогов в научно-практической области обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Познакомить родителей с различными областями психологических знаний и тем самым активизировать  и обогатить психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.
  2. Познакомить педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными особенностями развития детей в контексте возрастной, педагогической, детской и специальной психологии.
  3. Разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для родителей и педагогов.

Содержание

Форма проведения

Контингент участников

Сроки проведения

1

Консультирование  воспитателей подготовительных групп по результатам диагностического обследования

Консультации

Педагоги

Сентябрь-октябрь

2

Общение педагога с родителями

Семинар-практикум

Педагоги ДОУ

По запросу

3

Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам:

·        «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?

·        Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»

·         « Как правильно хвалить ребенка»

·        «Ребёнок у экрана»

·        «Как родителям помочь застенчивому ребенку»

·         «Агрессивный ребёнок»

·        «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»

·        «Скоро в школу»

 

2-я младшая

 

 

Все группы

 

 

 

Подготовительные группы

Сентябрь

 

 

Октябрь-май

 

 

В течение года

4

Выступление на родительском собрание «На пути к школе»

Доклад

Подготовительные группы

По запросу

5

Выступление на родительских собраниях

Доклад

Все группы

По плану воспитателей

6

Консультации для родителей:

  • «Ребёнок поступает в д\с»,  «Период адаптации»,
  • «Как бороться с детской истерикой»,
  • «В садик с радостью», 
  • «Ваш малыш плохо кушает», 
  • «Как научить ребёнка одеваться?»,
  • «Кризис 3 лет или как использовать этот период для развития самостоятельности»;

Консультации

2 младшие группы

В течение года

7

Консультации для родителей

  • «Если ваш малыш кусается», 
  • «Как научить ребёнка одеваться?»,
  • «Детские фантазии»,
  • «Десять заповедей для родителей»,
  • «Бранные слова»,
  • "Наказывая, подумай!"

Консультации

Средние группы

В течение года

8

Консультации для родителей:

  • «Беспокойный сон малыша»,
  • «Ваш лучший помощник-игра»,
  • «Как справиться с детской истерикой»,
  •  «10 правил воспитания вашего ребёнка», 
  • «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром», 
  • «Игры для детей»,
  • "Детские страхи"

Консультации

Старшие группы

В течение года

9

Консультации для родителей:

  • «Ритуалы, которые нравятся детям»,
  •  «В школу – с удовольствием»,
  • «Возрастные особенности детей 6-7 лет»,
  • «Кризис 7 лет»,
  • «Дети, которых не понимают родители»,
  • «Наказание – за и против», 
  •  «Изящные выражения в детском лексиконе»,
  • «Если осенью в школу».

Консультации

Подготовительные группы

В течение года

10

"Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений)     

Тренинг

Старшие, подготовительные группы

По запросу

11

«Готов ли мой ребенок к школе» (знакомство родителей с итогами диагностики детей)

Беседа

Родители подготовит. группы

По запросу

12

«Индивидуальные особенности психического развития детей»

(индивидуальное консультирование по результатам диагностики)

Беседа

Родители

По запросу

13

Индивидуальное консультирование педагогов ДОУ

Беседа

Педагоги ДОУ

Постоянно по графику

14

Индивидуальное консультирование родителей

Беседа

Родители всех возрастных групп

Постоянно по графику

15

Индивидуальное консультирование родителей по проблеме создание условий в семье для эмоционального благополучия ребенка

Беседа

Родители всех возрастных групп

Постоянно по графику

16

Обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в образовательном процессе ДОУ

Индивидуальные консультации

Беседа

Педагоги ДОУ

Постоянно по графику

17

Осуществление индивидуального подхода и соблюдение прав ребенка.        

Индивидуальные консультации, беседы

Педагоги ДОУ

Постоянно

18

Консультация с педагогами "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Доклад

Педагоги ДОУ

Октябрь

19

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Релаксационные упражнения"

Семинар-практикум

Педагоги ДОУ

Декабрь

20

Коррекции детских страхов"Веселый страх"

Совместное занятие в форме тренинга

Родители и дети старших и подготовительных групп

Февраль

В своей работе я руководствуюсь следующей методической литературой: 

Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е. Вераксы). - М., 2008.

А.Н. Веракса Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М., 2009.

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду. - М., 2011. 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: