МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировский район Тверская область
"Волшебный рюкзачок"
(информационно-познавательный проект)
Дата: октябрь - ноябрь 2022г.
Участники: воспитатели - Дубровина Н. В., Конкина М. В., дети и родители.
Проблема: дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Актуальность темы проекта: детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка. Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
В ходе проведения проекта семьям воспитанников предлагалось взять домой сумочку - рюкзачок с книгами под возраст ребенка. Прочитать, обсудить понравившееся произведение, нарисовать рисунок. Принести в группу любимую книгу ребенка для чтения.
Цель проекта: развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.
Задачи проекта:
- Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.
- Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге.
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
- Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
- Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
Ожидаемый результат:
• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
• Возрождение традиции домашнего чтения.
• Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
• Бережное отношение книге – источнику знаний.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
• Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Подбор литературы, дополнительного материала для реализации проекта.
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
• Информирование родителей о начале проекта «Волшебный рюкзачок».
2. Основной этап:
• Беседы с детьми: «Откуда пришла книга», «Бережное отношение к книгам»; «Для чего нужны библиотеки», «Чем отличается авторская сказка от русской народной».
• Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин».
• Театрализованные игры – драматизации, дидактические игры, показ сказок с помощью разного вида театра.
• Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно).
• Выставка рисунков «Моя любимая книга».
• Консультации для родителей: «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя».
• Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку.
3. Заключительный этап: обобщение результатов работы. Оформление фото и видео презентации для родителей. Размещение материалов на сайте ДОУ.
Полученный результаты в ходе реализации проекта:
-Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира. Стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития. Стали бережнее относиться к книгам.
-Родители стали активными помощниками и участниками проектной деятельности.
-Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.