Итоговое собрание во второй младшей группе.
Тема: Развиваем любознательность у детей.
Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка .
Задачи:
- научить развивать познавательную активность;
- заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях;
-формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях.
Подготовка:
- Оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты», «Как отвечать на детские вопросы»;
- Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
1 часть.Вступление.
Добрый вечер мамы, папы и бабушки!
Мы рады видеть вас у нас в гостях!
Наша встреча посвящена окончанию учебного года.
Мы надеемся, что она даст вам возможность отдохнуть и порадоваться за своих детей,ведь наши дети выросли и стали на год взрослее им сейчас 4 года. Они переходят в среднюю группу детского сада! Эта встреча проходит в конце года, давайте вместе подведём итоги, подумаем о работе над проблемами, отметим достижения, оценим результаты.
Ваши дети, целый год ходили в сад. Они пришли такими маленькими, беззащитными: всего боялись и плакали, и конечно же звали маму. А теперь посмотрите, какими они стали, разве скажешь, что они плаксы и капризульки. Конечно же, нет. Они у нас совсем большие, умеют сами ложкой кушать, да и штанишки сумеют надеть, и песню споют, и стихи прочтут, а как они умеют рисовать.
Наши маленькие помощники помогают нам наводить порядок в группе, убирать игрушки.
Чтобы наши детки росли здоровыми, ловкими и крепкими, мы проводили с ними физкультурные занятия. Играли в подвижные игры.
На музыкальных занятиях мы развивали музыкальный слух у наших воспитанников, приучаем их слушать музыкальные произведения, развиваем художественное восприятие.
По результатам проведённой нами диагностики уровня усвоения Образовательной Программы предлагаем уделить внимание на закрепление знаний о видах деревьев, насекомых, растений.В целом результаты диагностики нас очень порадовали. На занятиях дети ведут себя активно, увлечённо, заинтересованно. Любят рисовать, лепить, строить, играть в настольные игры и подвижные, сюжетно - ролевые игры.
Вот и закончился год. Каким он был для вашей семьи? Что вас порадовало, а что огорчило? Просим рассказать интересные истории и поделиться переживаниями по поводу воспитания малыша и его достижениями за время нахождения в детском саду. "Зажги свечу” - Минута откровений о тех моментах, которые были памятны в этом первом году в детском саду.
(Родители, передавая свечу, под музыкальное сопровождение, высказывают свои истории из жизни малыша, пожелания.)
2 часть.
Сегодня мы поговорим о том, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Любознательность:
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
- Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так:
«Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье!
Не трогай песок руками, он грязный!
Возьми лопатку!
Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке!
Выбрось это, где ты только такое находишь?
Лучше покатайся на качелях!
Брось камень, испачкаешься!
Не смотри по сторонам, а то споткнешься!
Лучше смотри под ноги! »
- Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?
Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
- Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Работа с памятками.
Перед вам памятки «Как отвечать на детские вопросы» Какие из советов вы считаете основными, с какими не согласны? Какой из советов вы считаете самым главным в развитии любознательности ребенка? Почему?
3 часть.
А сейчас мы приглашаем вас в опытно- экспериментальный центр «Почемучки»( ВЫСТАВКА)
1. «Настольные игры» - которые помогают развивать познавательную активность детей. Например: «Четвёртый лишний»,
«Что не подходит? », «Где я это видел? », «Из чего мы сделаны»,
«Одинаковое – разное», «Времена года», «Противоположности»
Словесные игры: «Назови признаки» (давайте поиграем в эту игру)
«Сравнение» (например: чем отличается слон т волка)
«Почему? » (почему котята резвятся, а кошка - нет? И др.)
- Ценность этих игр заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
2. «Загадочный» загадки помогают ребенку стать наблюдательным и любознательным.
- Предположим вы загадали загадку: На небе белое, похоже на вату. Ребенок ответил «Облако». Будете ли вы удовлетворены ответом? Какие вопросы ему зададите? (Почему ты догадался, что это облако? Почему облако назвали ватой?
- Уважаемые родители мы предлагаем вам создать альбом или страничку с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок с рисунками, аппликациями принимали участие дети.
О разном
4 часть.
Опытно-экспериментальный этап с участием родителей и детей.
Сейчас мы предлагаем вам провести несколько простых опытов, которые вы сможете повторить дома и заинтересовать своих детей, интересно провести досуг.
Для организации опытов не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Опыт № 1. "Волшебные бумажки"
Бондарь София с мамой Надеждой Валерьевной.
Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите и надуйте обычный воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.
Поднесите шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы "примагнитить" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
Опыт №2 «Школа волшебства»
Галахова Вика с мамой Татьяной Андреевной.
Выдайте малышу поллитровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
Опыт №3. Соломинка – пипетка.
Юлия Александровна, мама Завьяловой Ульяны.
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
Опыт №4.«Чудесные спички».
Афанасьев Матвей с мамой Марией Александровной.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Заключение. Мы приготовили для вас небольшие памятки по развитию любознательности и как отвечать на детские вопросы.
В памятке вы можете найти для себя информацию о том, как организовать домашнюю лабораторию и организовать экспериментирование.
Во время опытов и экспериментов дети испытывают восторг, удивление от увиденного. В процессе игр – экспериментов у детей развиваются:
-мелкая моторика (игры с песком, мукой, крупами, мелкими камушками и бусинками) ;
-воображение (Что случится с льдинкой в группе? Полетит ли перышко, если на него подуть) ;
-память, внимание (посмотрю, запомню, дома расскажу маме) ;
-речь (дети учатся высказывать свое мнение, делать выводы, умозаключения);
-мышление (вода на морозе превращается в лед, значит в тепле - растает) .
- Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.
- Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
- Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.
Народная мудрость: Притча
Однажды женщина увидела за прилавком магазина стоял Господь Бог.
- Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.
- Да, это Я, - ответил Бог.
- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.
- У меня можно купить все,- прозвучал ответ.
- В таком случае дай моим детям ума, доброты, смелости, любви.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с
маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
- Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Мораль сей притчи такова: «Что посеешь, то и пожнёшь!»
5 часть. Просмотр презентации «О детях в стихах», танец « Карапузы».
Вот такие наши дети, лучше нету их на свете!!!
С ними ладим мы всегда, но журим их иногда.
Всякое у нас бывает, но дружба всегда побеждает!
И с вами тоже повезло - не было таких родителей давно!
Помогаете во всем, нет отказа нам ни в чем!
На этом наша родительская встреча закончена.
Мы вас поздравляем с окончанием учебного года! Впереди лето, тепло, отдых, отпуск! Желаем за лето оздоровиться, набраться новых сил и положительных эмоций!
Памятка
Как отвечать на детские вопросы
1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А ты думаешь как? "
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Вопросы для детей
Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
Растим любознательных
Часто слышно жалобы мамочек на своих малышей, что дети везде лезут, что не знают слово «нельзя», открывают шкафы, лезут на стол, открывают ящики, достают все… и т.д.
Пройдет еще немного времени, и ребенок сядет за компьютер. И мамы начнут жаловаться снова… «ребенок ничего не хочет делать, ему все безразлично, он ничем не интересуется, сидит весь день за компьютером, а вокруг ведь столько всего интересного» И не подозревают, что сами привели к этому, запрещая и наказывая за любознательность.
В голове у маленького ребенка идет активный процесс познания, он не знает и не понимает многих вещей, происходящих в этом мире. У него огромное желание узнать обо всем, и в этот период вы должны стать для своего ребенка источником знаний, информации, у вас за плечами большой жизненный опыт, а ребенок как чистая тетрадь, в которой он пишет свою жизнь. Станьте для ребенка не только родителем, но учителем, профессором, который знает обо всем на свете.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).