Версия для слабовидящих
Общая информация
«Камни речные, камни морские»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Тверская область Фировский район

«Камни речные, камни морские»

(беседа с детьми по экологическому воспитанию, от 23.01.2018г.)

Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

Задачи:

1.Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер, поверхность.

2.Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

3.Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Оборудование и материалы: Камни морские (галька) и речные. Мрамор, гранит, сосуды с водой. Лупы. Салфетки (на каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит» и «Из чего состоит мрамор». Кусочек дерева, гвозди, молоток. Подносы (по одному на двоих детей).

Ход. Воспитатель загадывает загадку.

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

В.Мирясова (Дети. Это камень. Это разные камни.)

2.Беседа: Педагог. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них подносы с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки.

Педагог. Вы закроете глаза, представите картинку, что вы на берегу моря.Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камушков, море красивое…

Педагог. Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: Какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они?

Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы)

Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый). Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает – не получается, предлагает двум-трем детям попробовать сделать то же). Давайте я еще раз попробую. Что получится? (Гвоздь гнется, но не вбивается.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. В как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом, мокрый камень темнее.) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме). Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно посмотрите на него (показывает). Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит – это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть гранита и соперник – это мрамор. Мрамор – тоже горная порода (показывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (Гладкий, блестящий, красивый).

Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы) Мрамор – главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро. 

3. Физминутка. (иллюстрирует процесс разрушения горы)

Стоит гора-Старушка –

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает.

И камешки теряет,

И каждый день,

И каждую ночь.

Катятся, катятся,

Камешки прочь.

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Педагог касается нескольких человек, которые должны изобразить камешки при чтении следующих строк. Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в стороны любым способом: кувыркаются или катятся «бревнышком»

4. А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации.

1. Памятник А.С.Пушкину. Кому установлен этот памятник? Правильно. А.С.Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделано из бронзы. Посмотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2. Могила Неизвестного солдата в Александровском саду. Кому посвящен этот памятник? Да, солдатам, которые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3. Красная площадь. Что вы видите на этой иллюстрации? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Педагог. Вот сколько интересного мы узнали.

Полученный результат:

1. Дети уточнили представления о свойствах камней.

2. Дети узнали о том, что бывают речные и морские камни, чем они отличаются.

3. В группе создана благоприятная атмосфера для проведения опытов. 

«Камни речные, камни морские» «Камни речные, камни морские» «Камни речные, камни морские» «Камни речные, камни морские»

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: