Версия для слабовидящих
Общая информация
Конспект педагогического совета «Экономическое воспитание дошкольников»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Конспект педагогического совета
«Экономическое воспитание дошкольников»

Подготовил и провел старший воспитатель: Волкова И.Е.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем педсовете, тема нашего заседания «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Но прежде чем мы начнем наше заседание, проведем небольшую разминку.
1. Педагогическая разминка «Мозговой штурм»;

первое игровое задание

- Что делает с рублём копейка? ( бережёт).

- Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

- Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

- Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

- Делать это ни в чужом, ни в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

- Что сколачивают из денег? (капитал)

- Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

- О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

Молодцы!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное
экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного
возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных
экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область
самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по
этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

А что же такое финансовая грамотность? Это – Экономика. Экономика это - в переводе с древнегрецеского: «дом» и «правило», «закон» буквально «правило ( искуство) ведения хозяйства»

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это игровые занятия, Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников.

Сюжетно – ролевые игры, Настольные игры, Дидактические игры, Познавательное занятие.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.
Коммуникативное занятие – беседа. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Эта тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023 г. г., утверждённая распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Пример: Поход в магазин

Многие родители жалуются, что дети не берегут вещи игрушки, требуют дорогие подарки. Напрашивается вывод; что дети не знают цену деньгам.

Сегодняшнее молодое поколение живёт в условиях рыночных отношений с их жёсткими законами, с везде присутствующей рекламой, с растущим числом банков. Дети уже с дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, и чем чаще это происходит, тем больше у них возникает вопросов. Малышей интересует буквально всё: почему, когда мама идёт получать зарплату, берёт с собой какую-то пластиковую карточку, почему по телевизору так много рекламы, зачем она нужна, почему друг едет с мамой на море, а мы не можем поехать? Тысячи «почему», от которых мы, взрослые, не должны отмахиваться. На первый взгляд кажется, что «экономика и дети», а тем более дети дошкольники, два совершенно несовместимых понятия, не раз возникали дискуссии по этому поводу. Впервые в 1986 – м году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников Шатовой Анной Демьяновной была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. На страницах журнала «Дошкольное воспитание» в течение всего 1989 года велась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей. Как показывает практика, социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас с вами. В ней масса интересного, увлекательного, непонятного, и это ещё больше привлекает и интригует 5-6 летнего ребёнка. Кстати, именно с этого возраста и рекомендуется постепенно вводить ребёнка в мир экономики, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому перед нами задача - создать такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Что мы и делаем.

Второе задание нашей разминки «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных на экране:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

РАПЛАТАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

ГИНЬЕД (деньги)

Молодцы!

С 1сентября 2022г мы с вами должны реализовывать образовательные программы по «Экономическому воспитанию дошкольников». «Формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Министерством образования науки России. Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие. (Презентация по программе)

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»:

Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Работа с семьей

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим ситуации на тему «Термины финансовой грамотности».

1. Гармония, благополучие, наличие достаточного количества сил и средств для счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний. (Богатство)

2. Как называется место торговли, часто под открытым небом: на площадях, улицах. (Рынок)

3. Обязательство, обязанность. (Долг)

4. Специальное оборудованное здание или его часть для продажи товаров и оказание услуг покупателям (Магазин).

5. Платёжный инструмент, используемый для оплаты услуг и покупок, хранения денег, совершения переводов и пр. ( Карта)

6. Этот процесс является юридическим актом , всегда волевой акт, то есть действия людей ,это правомерное действие.(Сде́лка)

7. Это означает трудиться за вознаграждение. (Работа)

8. Это продукт труда, произведённый с целью обмена или продажи. (Товар)

9. Это небольшая, обычно карманная сумочка для денег. (Кошелёк)

Как дети могут научиться обращению с деньгами?

1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.

3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

Литературная викторина

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».

2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского

4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

5. Советских аниматоров в 1954 году вдохновляли индийские сказки. В результате получилась поучительная история о мальчике-сироте, жадном радже и волшебной антилопе, высекающей копытами золотые монеты. Ответ: Золотая антилопа.

6. Красивая арабская сказка, занимающая достойное место в знаменитой «Книге тысячи и одной ночи». Здесь есть элементы, присущи восточной литературе, - витиеватая сюжетная линия, постоянно подстерегающие опасности, прекрасная мудрая женщина, кровожадные разбойники, отважный бесхитростный главный герой и, конечно же, наполненная золотом и драгоценностями пещера. Ответ: Али-баба и сорок разбойников.

- Что изображено на российских купюрах

Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.

- 1000 рублей – Ярославль. Памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках храм (как веру) и храм Иоанна Предтечи.

- 2000 рублей –Русский Мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, и пусковая установка космодрома «Восточный» в Амурской области.

- 5000 рублей – Хабаровск. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, граф и генерал-губернатор восточной Сибири, и Царский амурский мост (2700 метров длиной).

Спасибо за внимание!

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: