МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района тверской области
Конспект занятия «Дикие животные зимой в лесу».
1.Образовательные:
- расширять знания об окружающем мире - учить различать диких и домашних животных характерные особенности внешнего вида животных, уточнить названия жилищ, повадки.
- активизировать предметный словарь (берлога, дупло, нора, логово), словарь признаков (длинный - короткий, большой – маленький, колючий, хитрая, трусливый).
- развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Работа с блоками Дьенеша. Различение блоков по трем признакам: цвет, форма, размер.
- развивать слуховое восприятие
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.
- развивать мелкую моторику рук; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;
3.Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
- учить детей четко и ясно, громко произносить знакомые слова желание помогать окружающим.
Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».
Предварительная работа:
ХОД НОД (сюрпризный момент)
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Вы знаете, я сегодня пришла в детский сад, а на столе стоит шкатулка, а на ней снежинка- приглашение. Хотите узнать, что в шкатулке?
Посмотрите, здесь лежат картинки, но они разрезаны на части, давайте их сложим и посмотрим, кто же там нарисован?
Дети садятся за стол, воспитатель раздает им тарелочки с картинками.
1 Игра с разрезными картинкам- пазлами (развитие зрительного внимания, мелкой моторики, закрепление навыков работы с разрезными картинками)
Оборудование. Разрезные картинки с изображением диких животных: лисы, зайца, медведя, белки, волка.
Воспитатель:
- Кто же у вас получился? (ответы детей)
Д- А как можно назвать лису, зайца, медведя, волка – одним словом? (животные)
Да, ребята, это животные – дикие животные. Повторите за мной – дикие животные. Как вы думаете почему их назвали дикими?
- Где живут дикие животные? (в лесу)
Воспитатель: Правильно в лесу, дикие животные приглашают нас в гости, а вы хотите отправиться в путешествие в лес? Тогда выходите быстрее ко мне.(дети выходят к воспитателю )
Воспитатель:
Дорога туда не близкая, как вы думаете, на чем можно доехать до леса? (варианты ответов детей)
Какие вы сообразительные, вы все правильно сказали, а я вам предлагаю доехать на поезде.
Дидактическая игра с использованием логических блоков Дьенеша «Билеты на поезд»
Билетами на поезд являются блоки, и каждое место обозначено определённым блоком. - А в зимний лес мы отправимся на поезде. А в поезд нужны билеты.
- Вот билеты у меня. Билеты не простые, они волшебные.
- Подходите, разбирайте. Внимательно рассмотрите свои билеты.
- Какие фигуры вы держите в руках (Круг, квадрат, треугольник.)
- Какого они цвета? (Красного, синего, жёлтого.)
- А теперь внимательно посмотрите на места в вагоне. Найдите такую же на стульчике.
Раз, два, три такую же фигуру найди.
- Займите свои места в вагоне. (Слайд №1 название)
- Можно трогаться. ( Музыка « Паровоз Букашка» слайд№2)
(Дети останавливаются возле стульчиков, предлагаю малышам сесть на стульчики. Пока дети рассаживаются включается проектор)
Фонограмма « Зимняя сказка»(слайд№3)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и лес. (Слайд№ 4зимний лес)
Воспитатель: Какое время года вы видите на экране, какой лес мы попали?
Дети: В зимний.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это зимний лес?
Дети: Много снега. Все деревья в снегу.
Воспитатель: Какой снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, мягкий.( снежинка лежит на полу)
Воспитатель: Смотрите, снежинка., а на ней что-то написано…Лесные звери, хотят чтобы вы отгадали про них загадки. Если вы правильно их отгадаете, то увидите на экране отгадку. (Детям загадываются загадки).
Воспитатель: Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.
Дети: Заяц. (Слайд №5заяц)
Воспитатель: Молодцы, зоркие у вас глаза! Появляется. Просит с ним поиграть. Я начну предложение, а вы его закончите.
• У зайца хвост короткий, а уши …
• Заяц пушистый, а ёжик …
• Ёж маленький, а медведь …
• Медведь живёт в берлоге, а белка …
• Заяц летом серый, а зимой …Слайд№6
У лисы – лисята, а у волка -
Следующая снежинка-загадка
Воспитатель: По орешнику шныряет ловкая, проворная.
И орешки собирает крупные, отборные.
Сядет, хвостик распушит,
быстро шишку шелушит.
Спрыгнет вниз, сорвет грибок,
заготавливает впрок.
Дети: Белка. (Слайд №7 белка)
Белка живет в дупле (Слайд№:8)
Белка зимой и летом (Слайд№9)
Белочка приготовила вам задание. Вам надо
очень постараться, чтобы его выполнить.
Воспитатель: Но посмотрите задание-снежинка от белочки под маленькой елочкой. Поглядите внимательно на этих животных. Мне кажется, что одно из них не живёт в лесу.
Игра « Кто здесь лишний?
Дети: Кошка лишняя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Все животные дикие, а кошка - домашняя
Cледующая снежинка.
Воспитатель: Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет.
Дети: Лиса.
(Слайд №10лиса) Дети: Лиса.
(Дети проходят и садятся на стуль)
Лисья нора Слайд№11
Воспитатель: Вот и лиса. Скажите про лису, она какая?
Дети: Рыжая, пушистая, мягкая, хитрая.
Воспитатель: Про лису говорят лисичка – плутовка. Она любит всех запутывать. Посмотрим, сможет ли она вас обмануть. Сейчас я буду называть какую – либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у зверей она есть. Например, руки есть у кого?
Дети: У людей.
Воспитатель: А лапы у кого?
Дети: У зверей.
Воспитатель: Пасть - …,, рот - …, лицо -…, морда - …, уши - …, живот - …, шерсть - …, глаза - …, когти - …, ногти - …, хвост - …
Воспитатель: Умнички , не запутала вас лиса!
А давайте мы немножко отдохнем и поиграем.
4.Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка )
( с использованием музыки) слайд№12
– По лесной лужайке «Зайцы» играют на «полянке»
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки - побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, (Приседают на корточки, «роют» лапками корешок )
Вот какие зайки, зайки - побегайки
– Вдруг бежит лисичка, (Прибегает «лисичка», ищет зайчиков),
Рыжая сестричка, (бегает между ними, дети закрываются ладошками)
Ищет, где же зайки. (Лисичка находит их и ловит, дети убегают).
Зайки-побегайки?
– Вот они!
Следующая снежинка
Воспитатель: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.Слайд № 13 волк
Где живет волк ? - в логове (слайд №14)
Волк предлагает игру
Игра «Найди детеныша» слайд №15,16
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, вы всегда бываете послушными, не огорчаете своих мам?
Дети: Нет… мы всегда послушные.
Воспитатель: Дети очень любят своих мам, но иногда бывают капризными и упрямыми. А сейчас посмотрим, что же случилось с непослушными, зверятами, которые заблудились и остались без мамы.
- Как-то звери потерялись и без мамочек остались.
Воспитатель: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.
Дети: Медведь. (Слайд № 17)
Воспитатель: А медведя не видно. Почему?
Дети: Он спит в берлоге под снегом.
Слайд №18 медвежья берлога
Воспитатель: Правильно, а когда снежок укроет берлогу, мишке становится тепло, так он и спит всю зиму до весны. А теперь давайте подойдем к большой елке и посмотрим кто там.(медвежонок) Только вот этому медвежонку не очень тепло, снежок его не укрыл. Давайте ему поможем, закутаем его.
Вот перед вами снежинки – пушинки. Подуйте на них тихонечко, чтобы они улетели к медвежонку и укрыли его.
Дуют.
Вместе с детьми тихим голосом:
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег.
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!..
И. Токмакова
Ребята, мы с вами так хорошо поиграли, что не заметили, как в нашем лесу наступил вечер. (На экране – изображение вечернего зимнего леса).
2 часть музыки Зимняя сказка конец слайд №19
Вам понравилась наша прогулка по лесу? (ответы детей)
Мы с вами так хорошо погуляли, поиграли; с лесными жителями (лисой, зайкой, медведем, белкой, волком познакомились)
Садимся в поезд и возвращаемся в группу. (Паровоз «Букашка» музыка) слайд №20 Дикие животные зимой в лесу.