МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировский район Тверская область
Краткосрочный проект в разновозрастной группе №2
«Волшебная пена».
Воспитатели: Куратова О.В., Кучинскас Ю.А.
Продолжительность проекта:с 16.01.по 20.01.2023г.
Участники проекта: дети, воспитатели.
Вид проекта: познавательно – творческий, экспериментальный.
Актуальность:
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно постоянно возвращаться.
Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им предоставляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность
Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён, она привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Цель проекта:знакомство с нетрадиционным материалом - пеной через игры-эксперименты.
Задачи:
развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности;
побуждать к речевому общению;
формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.
При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.
Оборудование:тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).
Этапы реализации проекта.
I . Подготовительный этап:
наблюдение за детьми;
обсуждение темы, определение целей, задач проекта;
организация предметно-развивающей среды;
подборка литературы, игр, иллюстрации;
обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
II .Основной этап реализации проекта:
1 день:
Пальчиковая игра «Умывалочка».
Цель:развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки(трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три(по три хлопка).
А над ручками, как тучки(руки вверх).
Пузыри… пузыри…(прыжки, руки на поясе).
Игра «Сделаем пену».
Цель:уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод: мыло в воде – появляется пена.
2 день:
«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!» (дети в детском саду моют руки).
Цель:учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».
Активизация словаря:(мыльница, мыло, мыльная).
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
Игра на развитие движений «Раздувайся пузырь».
3 день:
Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»
Цель:развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная). Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!
Игра - эксперимент «Дорожки по зеркалу».
Цель: развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод:пеной можно рисовать.
4 день:
Игра – эксперимент «Найди игрушки»
Цель:развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут, отодвигая пену.
Вывод:пена прячет игрушки (она не прозрачная).
Опыт «Стираем платочки»
Цель:развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование:ёмкость, платочки, мыло.
Ход проведения.
Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.
5 день:
Игра «Помощники Мойдодыра».
Цель:Обогащение игрового опыта ,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод:мыльная вода отмывает «грязь».
Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри».
Опыт «Разложи пену по формочкам»
Цель:развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование:ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Ход проведения:
Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Результаты проекта:
- у детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены;
- в рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми и сверстниками;
- радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.