Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Великооктябрьский детский сад "Белочка"
Фировского района Тверской области
Недельный проект:
«Здравствуй, осень золотая!»
во 2 младшей группе №5.
Провели воспитатели:
Недоступова Н. В.,
Кохова Е. А.
2021г.
Недельный проект «Здравствуй, осень золотая!»
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой. Продолжительность: с 4.10.по 11.10.2021г..
Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы и это, в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста –периода становления будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к окружающей среде – познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи проекта:
-познакомить детей с понятием «время года –осень», сезонными изменениями;
-расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
-активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»;
-вызвать у детей интерес к наблюдениям;
-способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие:
формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; развитие игровой деятельности.
Познавательное развитие:
воспитывать культуру поведения; учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие: расширять и активизировать словарный запас детей; воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени; формировать умение отвечать на вопросы.
Физическое развитие: совершенствовать КГН; вводить в игры более сложные правила со сменой движения.
Художественно-эстетическое развитие: формирование устойчивого интереса к изо деятельности, аппликации, лепке; формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
использование DVD для просмотра презентации об осени;
работа с родителями.
Оборудование: музыка «осень», карточки-схемы, стихи, муляжи фруктов и овощей, кокошники, печатки для рисования, ватман с нарисованным деревом, салфетки, краски, иллюстрации осени, обруч, кастрюля, тазик.
Конечный продукт: развлечение, выставка поделок из овощей «осенние дары»
Ожидаемые результаты:
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
-совершенствование экологической среды группы;
-участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представление осени как времени года, её характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;
-развитие творческих способностей детей, развитие связной речи;
-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление
Мероприятия по работе с детьми:
Чтение художественной литературы, просмотр м/ф и презентаций, беседы, занятия, наблюдения, рисование, аппликация, дидактические игры, пальчиковые игры, хороводы.
Чтение художественной литературы:
И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «И Дождик», А.Плещеев «Осень наступила...», В.Сутеев «Яблоко», «Под грибом», рнс «Колосок», «Вершки и корешки».
Просмотр м/ф:
«Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки».
Беседы:
«В осеннем лесу», беседа о пользе овощей для человека, беседа «Сезонная одежда», беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным, дискуссия «Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой?»
Наблюдения:
Проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.
Рисование:
«Падают, падают листья – в нашем саду листопад».
Цель: Развивать умение пользоваться, гуашью, палочками. Воспитание интереса к рисованию.
Коллективная работа: «Золотая осень»
Цель:
Развивать у детей пространственные представления и воображение, эстетическое восприятие, формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Продолжать учить детей передавать красоту осенней природы. Формировать интерес к творческим занятиям, умение реализовать замысел и проявлять индивидуальность при выполнении заданий.
Аппликация:
«Собираем фрукты»
Цель: Закрепление знаний детей об фруктах, формирование здорового образа жизни, обогащение знаний о пользе витаминов, учить аккуратно пользоваться клеем.
«В нашем саду листопад»
Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее панно». Учить рвать листочки и клеить на ранее заготовленный дерево воспитателя. Закрепить умение аккуратно наносить клей, приклеивать и прижимать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы и любовь к окружающему миру.
Дидактические игры:
«Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Овощное и фруктовое лото», «Времена года», «Собери картинку» (разрезные овощи и фрукты), «Что растет на грядке?», «Подскажи словечко», «Назови ласково».
Пальчиковые игры:
«Мы капусту рубим», «Падают листья», «Это деревья в лесу…», «Этот пальчик в лес ходил»
Лепка:
«Осень золотая»
Цель – украшение плоскостных листьев в технике «пластилинография».
Задачи:
1. Уточнить представления об изменениях в природе, происходящих осенью. Закрепить знание основных и дополнительных цветов (красный, желтый, зелёный, оранжевый). Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (листья).
2. Развивать внимание, память, образное восприятие, общую и мелкую моторику.
3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность, терпение.
«Грибы для белочки»
Цель: учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей (ножка, шляпка). Показать приёмы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание. Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.
Задачи: вызвать интерес к созданию коллективной композиции, воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Подвижные игры
«Огуречик», «У медведя во бору», игра-соревнование «Собираем урожай»
Драматизация
Сказка «Репка» (настольный и масочный театры), стихотворение Ю.Тувима «Овощи», В.Сутеев «Под грибом»
Рассматривание сюжетных картин и репродукций
«Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне», «Осень» (составление описательных рассказов), И.Левитан «Золотая осень», М.Нестеров «Осенний пейзаж
Сюжетно-ролевые игры
«Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей», «Готовим компот».
Труд
Уборка опавшей листвы, сбор природного материала для поделок на прогулке, сбор и засушивание листьев для рисования и аппликации.
Музыка
Слушание П.И.Чайковского «Времена года», разучивание песен об осени, слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса», «Дождь» ;пляска с листочками, хоровод «Что нам осень принесла», песни: «Осенняя» А.Александрова, Н.Френкель, «Танец осенних листочков» А.Филлипенко, Е. Мокшанцева, «Осень,осень» Н.Луконина, Л.Чадова –оркестр с погремушками, «Дождик»(кап-кап,тук-тук) Н.Парцхаладзе, Н.Соколова
Вывод:
Внедрение проекта в образовательно-воспитательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного. У детей накопились конкретно-образовательные представления об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления дети передавали в своих работах. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок дали возможность развивать четкую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, умение мыслить, фантазировать.
Использованные ресурсы:
1.Громова О.Е. «Дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет. Стихи о временах года и игры».
2.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет».
3.Овсяник Н.В. «Развивающее обучение для дошколят».
4.Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам».
5.Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи».
6.Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
7.Интернет -помощник : международный образовательный портал Maam.