МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(5-7лет)
на 2022 – 2023 уч. г.
Руководитель творческой группы: «Азы финансовой грамотности» ст.воспитатель Волкова И.Е.
Члены творческой группы: Дубровина Н.В.
Григорьева А.В
2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
· Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
· Решение проблемных ситуаций.
· Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
· Решение проблемных ситуаций.
· Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
· Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
· Решение арифметических задач, кроссвордов.
· Чтение художественной литературы.
· Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
· Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
· Игровые упражнения для развития математических способностей.
Предполагаемые результаты
По завершению проведенных мероприятий дети могут:
· Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
· Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
· Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
· Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
· Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
· Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
· Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
· Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
· Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Сроки реализации программы: сентябрь-май
месяц |
Деятельность |
Цель |
|
1.«Без труда нет жизни на Земле» |
|||
Октябрь Ноябрь |
Беседы: «Труд - основа жизни», «Все работы хороши, выбирай на вкус» |
Дать представление о труде, о необходимости его для каждого человека. Объяснить дошкольникам, что существуют различные профессии, работая по которым человек создаёт различные продукты труда. |
|
Занятие «Труд. Заработная плата. Профессии» |
Раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Бородино; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду. |
||
Рисование «Портрет профессии моих родителей». |
Закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру |
||
Чтение худ.литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть? |
Познакомить детей с произведениями о профессиях, поразмышлять над тем, кем можно стать, когда вырастешь |
||
Дид.игры: «Угадай профессию» |
Учить детей угадывать профессию, соотносить с ней предметы, необходимые для труда. |
||
«Товар - не товар» |
Учить детей определять картинкам, является ли этот предмет товаром, услугой или явлением. |
||
Отгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны |
Учить детей отгадывать загадки про профессии. |
||
Чтение пословиц и поговорок на тему «Труд». |
Познакомить детей с содержанием пословиц и поговорок на тему «Труд», обсудить их содержание. |
||
2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» |
|||
Декабрь |
Обсуждение «Что будет, если люди перестанут работать и трудиться» |
На примере произведений обсудить, почему необходимо трудиться и что произойдёт, если лениться. |
|
Беседы: «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся», «Как деньги попадают к нам в дом» |
Познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. |
||
Чтение художественной литературы: «Где живут денежки?», «Как Миша стал бизнесменом», сказка «Трудовые деньги» |
Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы. |
||
Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»; |
Учить детей изображать деньги, развивать воображение. |
||
Изготовление детьми денег и ценников для товаров |
Учить детей изготавливать деньги и ценники для товаров, используя наборы для детского творчества. |
||
Январь |
Настольная игра-пазлы «Деньги» |
Познакомить детей с деньгами разных стран, развивать восприятие. |
|
Занятие «Что мы знаем о деньгах?» |
Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России. |
||
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением банков |
Рассмотреть с детьми фотографии банков, познакомить с их названиями. |
||
С/р и «Сбербанк» |
Дать представление о работе сбербанка, познакомить с профессиями сотрудников сбербанка. |
||
Постановка мини-спектакля «Денежкин домик» |
Дать представление о филиале сбербанка, познакомить с терминалом. |
||
3. «Покупаем, продаем, обмениваем» |
|||
Февраль |
Исследование «Что человеку необходимо для жизни?»; |
Дать представление о условиях и потребностях, необходимых человеку для жизни. |
|
Беседа: «Где покупают и продают разные товары?», «Магазин, виды магазинов» |
Познакомить детей с разными видами магазинов. |
||
Обсуждение «Как складывается стоимость товара?», «Что может реклама?» |
Дать представление, каким образом складывается стоимость товара. Дать понятие рекламы, для чего она необходима. |
||
Чтение сказки «Как старик корову продавал» |
Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию. |
||
4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» |
|||
Март |
Беседа: «Зачем нужно копить и сберегать?» |
Порассуждать с детьми, для чего нужно копить и сберегать. |
|
Творческая мастерская по ремонту книг и игрушек |
Учить детей бережливому отношению к предметам. |
||
Обсуждение «Чем полезна копилка?» |
Дать представление о пользе сбережений. |
||
Создание мини-музея копилок |
Организовать выставку копилок. |
||
Разукрашивание копилок |
Развивать фантазию, воображение, творческие способности. |
||
Апрель |
Изготовление копилок детьми совместно с родителями |
Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками. |
|
Беседы: ”Что такое семейный бюджет? Для чего он нужен?”, “Что такое доходы и расходы? |
Дать представление о семейном бюджете, из чего он складывается. |
||
Настольная игра “Шаги к успеху” |
Сформировать у детей понимание важности процесса планирования, получения и расходования денежных средств. |
||
Выставка плакатов-схем на тему: “Бюджет семьи” |
Организовать выставку плакатов на тему: «Семейный бюджет». |
||
«Домик, где живут деньги» (экскурсия к терминалу банкомата). |
Познакомить с банковскими терминалами, научить использовать банковскую карту при помощи личного примера. |
||
Май |
Занятие на тему: «Бюджет семьи». |
Цели: дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы). |
|
Индивидуальная работа с дидактическими играми «Семейный бюджет» |
Используя папки гармошки (лэпбуки) дидактические игры , познакомить детей с понятием семейный бюджет, из чего он складывается. |
||