Версия для слабовидящих
Общая информация
План по самообразованию: «Развитие мотивационно - потребностной сферы и компонентов ассертивного поведения для успешной социальной адаптации старших дошкольников»

План 
по самообразованию педагога-психолога 
Симоновой Виктории Викторовны 
 
Тема: «Развитие мотивационно - потребностной  сферы и компонентов ассертивного поведения для успешной социальной адаптации  старших дошкольников»
 
 
МБДОУ детский сад «Белочка»
2016-2017 уч.год 

Актуальность

На современном этапе развития российского общества существенно возрастает потребность в социально активной, творческой личности, способной эффективно функционировать в современных условиях. Система   образования   сменила свою направленность с информационной на развивающую, направленную на формирование самостоятельной, познавательной, творческой активности детей. В связи с этим, создание психолого-педагогических условий для позитивной социальной адаптации становится одним из направлений образовательно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Необходимо отметить, что социальная адаптация особенно важна на начальной стадии социализации личности, которая совпадает с периодом поступления ребёнка в школу. К концу дошкольного возраста на первый план выступает социальный мотив (Л.И.Божович) и одним из важных моментов  его  формирования, является развитие его  механизмов. В связи с этим, формирование компонентов ассертивного поведения (адекватная самооценка, низкий уровень тревожности и агрессивности, хорошо развитые коммуникативные качества и  межличностные отношения), как важных механизмов успешной  социальной адаптации и социального мотива, являются неотъемлемой и важной частью подготовки к школе.

Цель: создать условия для успешной социальной адаптации старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.Подобрать психодиагностический инструментарий и провести  исследование (диагностику) мотивационной готовности к школе.

2.Выявить(диагностировать) уровень развитости компонентов ассертивного поведения (уровень самооценки, уровень тревожности и агрессивности, коммуникативные качества и  межличностные отношения) у старших дошкольников. 

3.Провести  обработку полученных результатов.

4.Сформировать коррекционные группы и разработать рекомендации для педагогов и родителей.

5.Составить программу развития социального мотива (мотивационной готовности) и   компонентов ассертивного поведения детей  старшего дошкольного возраста (6-7) лет.

6.Провести коррекционную работу с детьми.

7.Провести повторную диагностику и проследить динамику

(результат коррекционной работы).

8. Подготовить выступление  по теме самообразования на педагогическом совете.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы, подготовка диагностического материала.

Сентябрь-октябрь

Составление картотеки коррекционных и диагностических материалов.

Обработка результатов диагностики и формирование коррекционных групп. Разработка плана коррекционных занятий .

Октябрь- ноябрь

Перспективное планирование коррекционных занятий.

 

 Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школе». Консультация для педагогов «Ассертивное поведение».

 

 

Сентябрь

 

 

 

Ноябрь-декабрь

Знакомство родителей и педагогов с важными компонентами и факторами успешной социальной адаптации.

2. практический

Проведение диагностики мотивационной готовности к школе.

Проведение коррекционной работы.

Проведение повторной диагностики.

Октябрь

 

 

 

Ноябрь-апрель

Апрель

Подготовка пособий и материалов для коррекционной работы. Оснащение центра «Гармония».

Работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях).

В течение года

Пополнение «Уголка психолога» информацией по теме самообразования. Индивидуальные консультации.

 

Работа с педагогами (рекомендации и консультации по теме самообразования).

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации и выступление на педсовете.

 

3. заключительный.

Подведение итогов и составление отчёта.

 

Апрель-май

Выступление  по теме самообразования на педагогическом совете.

 

Литература: 

  1. А.Н. Веракса Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7  лет. - М., 2009.
  2. А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду. - М., 2011.
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. –   1996. – №6. – С. 13-21.
  4. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.- 240с.
  5. Малькова Н. В. Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе [Текст] / Н. В. Малькова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). -Уфа: Лето, 2013. - 56-60с.
  6. Микляева Н.В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. Серия: Дошкольное воспитание и развитие
    Издательство: Айрис-Пресс, 2005г.
  7. Шамиева, В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: учеб.пособие / В.А. Шамиева. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.-107с.
  8. Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх (сказкотерапия) // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 107.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: