План
по самообразованию педагога-психолога
Симоновой Виктории Викторовны
Тема: «Развитие мотивационно - потребностной сферы и компонентов ассертивного поведения для успешной социальной адаптации старших дошкольников»
МБДОУ детский сад «Белочка»
2016-2017 уч.год
Актуальность
На современном этапе развития российского общества существенно возрастает потребность в социально активной, творческой личности, способной эффективно функционировать в современных условиях. Система образования сменила свою направленность с информационной на развивающую, направленную на формирование самостоятельной, познавательной, творческой активности детей. В связи с этим, создание психолого-педагогических условий для позитивной социальной адаптации становится одним из направлений образовательно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Необходимо отметить, что социальная адаптация особенно важна на начальной стадии социализации личности, которая совпадает с периодом поступления ребёнка в школу. К концу дошкольного возраста на первый план выступает социальный мотив (Л.И.Божович) и одним из важных моментов его формирования, является развитие его механизмов. В связи с этим, формирование компонентов ассертивного поведения (адекватная самооценка, низкий уровень тревожности и агрессивности, хорошо развитые коммуникативные качества и межличностные отношения), как важных механизмов успешной социальной адаптации и социального мотива, являются неотъемлемой и важной частью подготовки к школе.
Цель: создать условия для успешной социальной адаптации старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Подобрать психодиагностический инструментарий и провести исследование (диагностику) мотивационной готовности к школе.
2.Выявить(диагностировать) уровень развитости компонентов ассертивного поведения (уровень самооценки, уровень тревожности и агрессивности, коммуникативные качества и межличностные отношения) у старших дошкольников.
3.Провести обработку полученных результатов.
4.Сформировать коррекционные группы и разработать рекомендации для педагогов и родителей.
5.Составить программу развития социального мотива (мотивационной готовности) и компонентов ассертивного поведения детей старшего дошкольного возраста (6-7) лет.
6.Провести коррекционную работу с детьми.
7.Провести повторную диагностику и проследить динамику
(результат коррекционной работы).
8. Подготовить выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Результат |
1. организационно - ознакомительный |
Изучение методической литературы, подготовка диагностического материала. |
Сентябрь-октябрь |
Составление картотеки коррекционных и диагностических материалов. |
Обработка результатов диагностики и формирование коррекционных групп. Разработка плана коррекционных занятий . |
Октябрь- ноябрь |
Перспективное планирование коррекционных занятий.
|
|
Консультация для родителей «Мотивационная готовность к школе». Консультация для педагогов «Ассертивное поведение».
|
Сентябрь
Ноябрь-декабрь |
Знакомство родителей и педагогов с важными компонентами и факторами успешной социальной адаптации. |
|
2. практический |
Проведение диагностики мотивационной готовности к школе. Проведение коррекционной работы. Проведение повторной диагностики. |
Октябрь
Ноябрь-апрель Апрель |
Подготовка пособий и материалов для коррекционной работы. Оснащение центра «Гармония». |
Работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях). |
В течение года |
Пополнение «Уголка психолога» информацией по теме самообразования. Индивидуальные консультации. |
|
Работа с педагогами (рекомендации и консультации по теме самообразования).
|
В течение года
|
Индивидуальные консультации и выступление на педсовете.
|
|
3. заключительный. |
Подведение итогов и составление отчёта.
|
Апрель-май |
Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
Литература: