МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверская область Фировский район
«Посадка лука»
(опытно – экспериментальная деятельность с детьми)
Воспитатели: Фадеева А. В., Дубровина Н. В.
Время проведения: 28.03.2017г.
Цель: расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания.
Необходимые материалы: луковицы, ящик с землёй, лейка, бумажные салфетки для рук.
Словарная работа: верхушка, чешуйки, донце, стрелки
Реализация опытно – экспериментальной деятельности:
Лук – огородное растение, распространённое во всём мире. С древних времён лук применялся как лекарственное растение. В далёкой стране, Греции, лук входил в число самых часто употребляемых любимых и овощей, употребляли его в основном богатые люди. Потом лук стал пищей простых людей, но все признавали его бесчисленные достоинства и целебные свойства.И сейчас лук широко используется не только как продукт питания, но и как необходимое народное средство при лечении ангины, кашля и насморка.
Воспитатель: – Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что? Отгадайте загадку:«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
– Посмотрите-ка сколько лука! А вы помните, почему говорят: «Лук - от семи недуг»? Да, лук помогает лечить людей. Давайте рассмотрим луковицу. Какой он? (круглый) А какого цвета?(желтого). Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
– Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает, что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины группы С, эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.
(показать проросшую луковицу)– Какого цвета росток? Росток на верхушке лука. А еще у лука есть корешки, это много тонких (ниточек).
– А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет).
– Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Мыпосадим лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и тудапосадить луковицу.Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей). Да, правильно. Свет, тепло, вода и почва –эти условия необходимы для жизни растений. Всё это у нас есть.
Физкультминутка.А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
Кто - то у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы.)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши. Молодцы, ребята.
– А теперь вы сами будете сажать. Дети подходят к столу. Как правильно посадить луковицу? Какой частью её надо сажать в землю? Посадить луковичку надо так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. (Воспитатель производит все действия, комментируя их, дети выполняют действия вслед за воспитателем). Найдите, где у лука корешки. А теперь сажайте в землю.Подумайте, что ещё необходимо сделать? (ответы детей, если дети не отвечают, то необходимо помочь им.). Нужно полить луковицы сейчас и делать это ежедневно, следить, чтобы земля в ящике не пересыхала (дети поливают посаженные луковицы). А что надо еще, чтобы лук рос?(тепло и воду) я покажу, как надо поливать. А вы каждый день будете поливать, и смотреть, как он растет.Теперь выберем самое подходящее место для нашей посадки, светлое и тёплое.
Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? (На подоконник). Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком?
– Молодцы, ребята, хорошо мы сегодня потрудились.
Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья).
Предполагаемый результат:
- в группе, на подоконнике, появится небольшой огород, где посажен лук.
- Дети будут наблюдать, и ухаживать за луком.
- Дети будут употреблять в пищу выращенный лук.