Версия для слабовидящих
Общая информация
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» в старшей группе №3

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировского района Тверской области

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» в старшей группе №3

 

Провели воспитатели: Дубровина Н.В. Конкина М.В.

Дата проведения: март-апрель

Тип проекта:

-по виду деятельности – информационно-познавательный, исследовательский;
-по количеству участников – групповой;
-по продолжительности – краткосрочный (четыре недели);
по характеру контактов: семья, в рамках детского сад

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» в старшей группе №3

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы
Проблема: Дети не имеют достаточных знаний об овощах, способах их выращивания и факторах, влияющих на их рост.
Актуальность: 
 Дети не понимают, чем полезны овощи для здоровья человека, сколько труда прикладывает человек, чтобы их вырастить и как они попадают к нам на стол.
Данный проект познакомит ребят с овощами совсем с другой стороны. Из потребителей дети превратятся в производителей!
Цель: расширение представлений детей об овощах и особенностями их выращивая.
Задачи:
- расширить кругозор детей, через знакомство с историей появления овощей на нашем столе;
- познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений ( горох, лук, огурцы, перец, хурма, астры );
- формировать представления у детей об условиях, необходимых для роста растений;
- дать возможность детям самим посадить растения и ухаживать за ними;
- учить вести наблюдения за растениями;
- формировать у детей умение ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Материальное обеспечение: горшочки, земля для посадки,  леечки,  лупы, семена  растений, лопаточки.  Палочки для  рыхления  почвы, вода
Ожидаемые результаты:
- дети знают, как овощи появляются на нашем столе;
- дети имеют представление о факторах, влияющих на рост растений;
- дети умеют ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- дети уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.
Продукт проектной деятельности:
- выращенная рассада культурных растений для последующей пересадки в грядку;
- зелёный лук (перо) для употребления в пищу;
- альбом «Всё об овощах»

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.
- Постановка целей и определение задач проекта;
- Подбор необходимых материалов и наглядных пособий для успешной реализации проекта;
- Знакомство участников проектной деятельности с темой проекта;
- Беседы с детьми об овощах и знаниях детей о том, как их выращивают.
2 этап. Основной.
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:

Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка почвы к посадке
- Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
- Подготовка семян
- Посадка семян 
- Регулярный полив рассады
- Рыхление земли после прорастания семян
- Посадка лука двумя способами: в землю и в воду
- Посадка гороха
- Полив огорода на окне.
Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука
Беседы:
- Беседа  «Как овощи попадают на стол».
- Беседа «Овощи – наши друзья».
- Беседа «Садовые инструменты».
Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай», «Вредная, полезная еда», «Солёное, кислое, горькое и сладкое».
- Дидактическая игра «Вершки-корешки», «Овощи и фрукты»

- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» 

-Дидактическая игра «Азбука растений», «Цветы», «Берегите живое».
Творческая деятельность:
- Конструирование «Огородим огород»
- Лепка «Овощи на грядке»
- Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» 
- Отгадывание загадок «Загадки с грядки» 
Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворений про овощи .
- Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых».
- Чтение русской сказки «Колосок».
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Деятельность родителей в рамках реализации проекта:
- Помощь детям в подготовке земли, горшочков, семян для успешной реализации проекта.
- Создание альбома «Все об овощах»

3 этап. Заключительный.
- Презентация альбома «Всё об овощах»;
- организация выставки детских работ «Гости с грядки».

Приложение 1.
Загадки с грядки.

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(Картошка)
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(Капуста)
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
***
Хотя я сахарной  зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
(Свекла)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(Кабачок)
***
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидор)
***
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Приложение 2.
Стихотворения для чтения детям.

Ю. Тувим
«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Приложение 3.
Дидактические игры.

Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй и мяч мне возвращай».
Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
1 вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки».
Воспитатель: «Потерялись корешки,
Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.
2 вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.
Приложение 4.
Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла"
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (Удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
Приложение 5.
Фотоотчёт.

Начало проекта.

Начало проекта.
Начало проекта.
Начало проекта.
Начало проекта.
Начало проекта.

Первые всходы, уход за растениями, наблюдение.

Первые всходы, уход за растениями, наблюдение.
Первые всходы, уход за растениями, наблюдение.

Дидактические игры, рисование, лепка.

 

Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.
Дидактические игры, рисование, лепка.

Результат.

  1. В ходе проекта дети пополнили знания о растениях, научились ухаживать за огородом (рыхлили землю, поливали, наблюдали). Читали художественную литературу об овощах и фруктах, цветах, учили стихи, загадывали загадки.
  2. Приняли участие в конкурсе в ДОУ «Лучший огород на окне в детском саду» и на сайте Дошкольника, за что получили Диплом 1 степени за победу в международном творческом конкурсе «Огород на подоконнике» номинация «Веселый огород».
  3. Нам помогали родители: приносили семена, землю, баночки, дома закрепляли знания детей.
  4. Дети имеют представление о факторах, влияющих на рост растений,
    уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: