Версия для слабовидящих
Общая информация
ПРОЕКТ на тему «ЗАПАХИ…»

 

 

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировского района Тверской области

ПРОЕКТ на тему «ЗАПАХИ…»

Руководитель проекта:

Симонова В.В.

Актуальность

Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния. Через обоняние, так же как и через осязание человек получает всего 2% информации. У человека в процессе обработки запахов участвует весь мозг, в отличие от животных, где информацию о запахах перерабатывает специальная «обонятельная луковица». Запахи имеют сложную химическую структуру. Каждый рецептор обонятельной системы узнает «свой» участок в молекуле запаха и посылает полученную информацию в мозг, который и объединяет всю полученную информацию в единое целое. В распознавании одного запаха может принимать участие до тысячи нейронов головного мозга. Поэтому развитие обоняния такой же важный процесс, как и развитие зрительного восприятия.

Цель проекта: доказать, что нос – помощник человека (ребёнка).

Задачи проекта:

- формирование у детей представления об особенностях обонятельных ощущений, их роли в жизни человека;

- умение различать простые запахи;

- развитие памяти, внимательности, воображения.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Срок реализации: неделя

Ожидаемые результаты:

1. У дошкольников сформируются умения и навыки активного использования обоняния как источника дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях.

2. Расширится кругозор, систематизируются знания детей по теме.

3. Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

4. Выработаются навыки коммуникативного общения.

5. Сформируются гигиенические навыки по уходу за органом обоняния.

Реализация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы, сбор информации по теме проекта, изучение литературы. Подготовка наглядных и демонстративных материалов.

Проблема исследования.

Во время познавательных бесед у детей определились проблемные вопросы: «Откуда берется запах?», «Почему апельсин пахнет, а ложка – нет?», «Можно ли поймать запах?», «Почему мыло пахнет яблоками, а яблок в мыле нет?», «Что такое специи?», «Из чего делают шоколад и кофе?», «Почему цветы пахнут?», «Что может запах?»

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

Принципы реализации проекта:

• доступность

• учет возрастных особенностей детей

• адаптированность материала

• постепенная подача материала от простого к сложному

• наглядность и занимательность

• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть с элементами игры

Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи: — развитие осведомленности о различных запахах;

— умение различать простые запахи.

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов)

Интересно знать, как же устроен нос у человека? Нос состоит из кости и хряща. Две полости разделены перегородкой – хрящевой пластинкой. Носовая кость довольно хрупкая и легко ломается. Поэтому нужно беречь нос. Стенки носа покрыты слизью и пучками тончайших, колеблющихся волосков, поэтому всегда надо стараться дышать через нос. Именно там воздух очищается от пыли и микробов, согревается зимой и охлаждается летом.

Вокруг нас огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов.

Развитие у детей понимания и узнавания запахов, их различение проводится поэтапно:

1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы;

2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе игр и упражнений;

3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.

Познавательная творческая деятельность детей.

Чтение художественной литературы: «Кислые стихи», «Вкусная азбука», загадки.

Речевое развитие: обогащение словарного запаса (запах, аромат, сильный, резкий, приятный, ароматерапия и т.д.)

Экскурсия в медицинский кабинет и «Прачечную», беседы на тему на тему «Опасные и не приятные запахи», «Приятные , но опасные»

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование на тему: «Приятные и не приятные запахи»

Ситуативный разговор и ОБЖ: «Чем пахнет опасность», «Чем пахнет дом», «Чем пахнет Новый год?».

Формирование гигиенических навыков: беседа «Личная гигиена».

После 2 лет ребенок становится чувствительным ко многим ароматам. Они развивают его воображение, интеллект, обостряют восприятие. Обсудите с детьми самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку. Необходимо научить детей правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Сопровождать показ необходимо эмоционально, используя слова: свежий, приятный, неприятный, ароматный, нежный, тяжелый, легкий, острый, терпкий. С этой целью с детьми дошкольного возраста проводятся ряд дидактических игр, представим некоторые из них.

Прямая цель этих игр: развивать обоняние у детей.

Дидактическая игра «Угадай запах» Флаконы с разными запахами. Детям предлагается угадать запахи. Варианты запахов: чеснок, апельсин, лук, духи и т.п.

«Приятные и вредные запахи». Ребенку предлагается почувствовать и запомнить приятные – полезные запахи, неприятные но полезные и т.д.

Игра – эксперимент «Лаборатория парфюма». Дети определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т.д. Руководитель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение. Затем предлагается выбрать два запаха и смешать их, чтобы получить новый аромат.

3 этап.

Презентация (на сайте ДОУ) результатов проекта.

Заключение

Важное значение имеет стимуляция обоняния. Запахи несут для ребенка дополнительную информацию об окружающем мире. Через характеристику того или иного запаха развивается речь, обогащается новыми понятиями, словами: сладкий, острый, тонкий, терпкий, неприятный. «Память» запахов оказывается важной для человека: ведь многие воспоминания о детстве связаны именно со знакомыми с той поры запахами. Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С каким удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения прочно оседают в голове малыша. Без обонятельных ощущений жизнь человека была бы не такой полной и даже иногда опасной. Таким образом, стимулируя ребенка на использование сохранных органов чувств для познания окружающего, мы расширяем объем представлений, помогаем избежать серьезных трудностей в правильном использовании информации, поступающей к нему из внешнего мира.

Литература:

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. -112

3. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» - М. : Мозаика – синтез, 2009

4. Человек. Энциклопедия для детей. Издательство «Росмен»

Смотреть фото>>>

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: