Версия для слабовидящих
Общая информация
Проект "Народная кукла"

Проект "Народная кукла"МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировского района Тверской области

Проект:«Народная кукла»

Руководитель проекта:

Симонова В.В.

Приоритетное направление проекта:

Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой.

Цель проекта:

Разработка эффективной системы по ознакомлению детей дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры.

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения.

2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности.

3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие.

4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями (Великооктябрьский ДК)

Данный проект:

Познавательно-творческий, долгосрочный.

Методы проекта: познавательная деятельность, наблюдение, творческие занятия, выставочная деятельность.

Участники проекта:

дети подготовительной группы, воспитатели(родители)

Прогнозируемые результаты:

1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры.

2Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы.

3. Использование результатов своей работы в совместных играх и занятиях, выставках.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили нашибабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и какработали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам,правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, еслимы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности.Без прошлого нет будущего.Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как:художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.
В настоящее времятрадиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям.Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве

- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли

- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой

- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев

- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности

- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи

- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца

- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Условия реализации проекта:

Информационное обеспечение:

- организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом (Великооктябрьский ДК)

Материально-техническое обеспечение:

- наличие предметно-развивающей среды (выставка народных кукол)

- создание наглядных пособий и дидактических разработок.

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность

Обучение носит воспитывающий, развивающий характер

Воспитаниена основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой,развиваетхудожественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую моторику, чувство цвета и пропорции, эстетический вкус.

Этапы реализации проекта

1 этап:Организационно-диагностический.

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы, анализ возможных затруднений, изучение литературы.

2 этап:Теоретический.

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, посещение выставок и т.д.

3 этап:Практический.

Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол.

4 этап(включал в себя 3 направления):

Творческие выходы(при работе с детьми).

Сюда входит проведение занятия для детей. Посещение выставок и мастер-классов.Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие интереса к истории нашего народа, его культуре.

Творческие выходы(при работе с родителями)

Выставка народных кукол(мастер-класс).

5 этап:Связь с другими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими организациями: работниками культуры, организацию и проведению выставок в их стенах. Публикации и распространение опыта.
Перспективы продвижения проекта.

1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами и наглядными пособиями.
2. Знакомство с выставкой народной куклы детей всего детского сада.
3. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»

1. Определение целей и задач.

2.Прогнозирование возможных результатов.

3. Создание материальной базы(кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).

I.Теоретический

1. Изучениеистории возникновения традиционных народных кукол.

2. Основные особенностикукол,изготовленных вручную (своими руками).

3. Технология изготовления.

II. Практический этап

Изучаем с детьми:

Виды кукол, их значимость, принадлежность (презентации и фото, посещение выставки «Народные куклы» в ДК.)

Технологию изготовления.

Занятие по ознакомлениюс игровыминародными куклами.

Занятие по ознакомлению с традиционнымиобрядовымикуклами. Выставка образцовкукол.

Организация просмотра фотоматериалов,выставоксдемонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол-скруток» и т.д..

Консультации на стенде для родителей «Народная кукла».

Дидактическая игра (пособие) «Сорока -белобока».

Мастер-класс«Ангел»(занятие) для детей(родителей).

Освещение информации по реализации проекта.

III.Творческие выходы

Осуществление работы с детьми.Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации. Развитие интереса к истории нашего народа, его культуре. Создание оформления «Новогодний ангел».

Выставка“Народная кукла”.

Дидактическая игра «Сорока-Белобока».

Связь с другими творческими организациями.Публикации.

Проект Проект Проект
Проект Проект Проект
Проект Проект Проект
Проект Проект Проект "Народная кукла"
Проект "Народная кукла" Проект "Народная кукла" Проект "Народная кукла"
Проект "Народная кукла"
Проект "Народная кукла"
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: