МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Проект на тему: «Русская матрёшка»
Подготовила: Симонова В.В.
Тип проекта: исследовательский (познавательный).
Срок реализации проекта: краткосрочный (21.12-25.12)
Участники проекта: дети средней группы, родители.
Цель: развитие интереса к народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
2. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы. Закрепить навыки по сбору деревянной игрушки «Матрёшки».
3. Формировать основы эстетического воспитания.
4. Способствовать развитию познавательной, речевой и творческой активности детей.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Семеновской матрешки и т.д..
Трафареты (силуэты) матрешек.
Картинки с элементами народных росписей.
Тексты русских народных потешек, стихотворений, загадок.
Ожидаемый результат.
Обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы. Закрепить навыки по сбору деревянной игрушки «Матрёшки». Способствовать развитию познавательной, речевой и творческой активности детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения стихов).
Работа с родителями: домашнее задание «Раскрась матрёшку»
2 этап. Основной
Цель:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей, составление орнаментов.
Познавательное развитие
Беседа «Такая разная Матрешка»
Речевое развитие
Дидактические игры:
· «Собери матрешку».
· «Построй ряд».
Рассматривание изображений разных матрешек.
Чтение стихов и загадок о кукле.
Социально-коммуникативное развитие
С/р игра: «Куколки-сестрички», сказка «Репка».
Художественно эстетическое развитие.
Рисование.
Тема: «Красавицы»
Тема: «Детская авторская матрёшка»
Аппликация: «Русские матрёшки»
3 этап. Заключительный
Результат проекта:
1. Оформление фото -отчёта на сайте ДОУ.
2. Оформление выставки «Русские матрешки».
Результат: Закрепили навыки по сбору деревянной игрушки «Матрёшки».
Дети поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям.
Изучили художественные элементы, росписи. Оформили коллективную работу «Русские матрешки».
Приложение.
Стихотворения.
Эти русские матрёшки, Разноцветные одёжки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдёшь. (Джулия Рум) Матрешка на окошке Есть поменьше, на немножко, Ну а в ней — ещё немножко, Ну а в ней — матрёшка-крошка, Ну а в крошке — никого. Их четыре же всего. (Р. Карапетьян) |
Восемь кукол деревянный, |
Загадки.
Друг другу улыбаются, |
Вот прабабушка-игрушка, |
Список литературы
1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
6. Народные художественные промыслы. общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.