МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверской области Фировского района
Проект «Зимующие птицы».
Воспитатели:Кучинскас Ю.А., Конкина М.В.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки». Часто во время прогулки с ребятами , к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуемая. Кто-то замирает и начинает наблюдать , но чаще всего найдется тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответ. Вот и возникает идея- познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили взять этот проект.
Проблема:
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Ожидаемые результаты:
Дети получат начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.
1 этап.
Цель: создать условия для развития познавательного интереса у детей.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
Обучающая: сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни , питания, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая: развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
2 этап.
Разработка проекта.
3 этап.
Организация деятельности проекта.
1. Игровая деятельность . Сюжетно-ролевая игра «Юные орнитологи», «В гости к птицам».Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни , воспитывать любовь к птицам, продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир».
Цель: расширять у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
2. Художественно-речевая деятельность.Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь к птицам , воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.
Чтение стихов и небольших рассказов о птицах.
Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».
Разучивание потешек, считалок, скороговорок о птицах.
Чтение пословиц, загадок и поговорок.
3. Художественно-эстетическая деятельность.Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.
Изготовление коллективной работы «Птицы прилетели».
Цель: воспитывать бережное отношение к птицам , учить видеть прекрасное в природе.
4. Продуктивная деятельность.Рисование: «Синичка», «Снегири прилетели».
Аппликация: «Кормушка для птиц».
Лепка: «Гнёздышко», «Кормушка».
Цель: продолжать расширять кругозор детей, развивать интерес детей к птицам.
«Покорми голубей», «Где скачет воробей».
Цель: размещение кормушек для птиц на территории детского сада.
4 этап.
Продукт проектной деятельности.
Результат проекта: дети получили начальные знания о птицах своего края, о способах помощи им в зимнее время года. Развились умения в продуктивной и других видах деятельности. Получили опыт совместной деятельности с родителями.
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края» (в рамках проекта «Зимующие птицы»)
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: Познание
Интеграция: Коммуникация
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Программное содержание: Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь для этого элементами предметной модели. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.
Оборудование: Предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, план-схема, наборы цветных кружков в соответствии с окраской оперения птиц, простые карандаши.
Ход образовательной деятельности:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
(авт. Е. Авдиенко)
О каком времени года написано это стихотворение? (зима)
- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
- И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,
Нужны глаза и уши
Мои ключи: Смотри, молчи,
И примечай, и слушай!»
Загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)
Рассказ воспитателя:
- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.
Стихотворение (читает ребёнок):
Побелело за окошком,
Всё в снегу, какая ширь.
Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйдешь
Дай им спелых зёрен горсть.
- Что за птица на дереве сидит? (ворона)
Давайте рассмотрим её:
- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)
- Какие у неё крылья? (большие)
- А лапки? (сильные, цепкие)
- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
- Как они кричат?
- Чем питаются вороны?
Стихотворение:
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц.
- Вот воришки - воробьи
И озорницы - синицы.
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы?
- Из каких частей состоит туловище птицы?
- Какого цвета оперение у воробья? У синички?
- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)
- А у синички? (маленький, но остренький)
- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)
- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
Стихотворение:
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
Народная примета:
«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».
Стихотворение:
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится.
Всё хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
- Дети, как живётся птичкам зимой? (холодно, голодно)
- Какую помощь мы оказываем птичкам? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)
Показ кормушки.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть выставку кормушек, которую для вас подготовили родители.
Экскурсия по выставке кормушек.
Стихотворения (по выбору педагога): «Холодно воробушке», «Письма», «Столовая для птиц»
- А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и подобрать соответствующую фигуру и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода.
Включить музыку. Дети выполняют штриховку.
Итог:
- А сейчас давайте вспомним, каких птиц мы встретили? (ворон, снегирей, синиц, воробьёв)
- Дети, посмотрите на схему и расположите кружки по цвету птиц.
Сюрпризный момент: Птички приготовили вам сюрприз, они прислали вам фотографии.