Версия для слабовидящих
Общая информация
Проект «Зимующие птицы»

 

 

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Тверской области Фировского района

Проект «Зимующие птицы».


Воспитатели:Кучинскас Ю.А., Конкина М.В.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки». Часто во время прогулки с ребятами , к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуемая. Кто-то замирает и начинает наблюдать , но чаще всего найдется тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответ. Вот и возникает идея- познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили взять этот проект.

Проблема:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Ожидаемые результаты:

Дети получат начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.

1 этап.

Цель: создать условия для развития познавательного интереса у детей.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Обучающая: сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни , питания, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая: развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

2 этап.

Разработка проекта.

  1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной теме.
  2.  Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.
  3. Подобрать иллюстрированный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и творческой деятельности детей.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап.

Организация деятельности проекта.

1. Игровая деятельность . Сюжетно-ролевая игра «Юные орнитологи», «В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни , воспитывать любовь к птицам, продолжать  учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Настольно-печатная игра «Птицы», дидактические игры «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?», лото «Животный мир».

Цель: расширять у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь к птицам , воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать  речь и память.

Чтение стихов и небольших рассказов о птицах.

Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные».

Разучивание потешек, считалок, скороговорок о птицах.

Чтение пословиц, загадок и поговорок.

3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективной работы «Птицы прилетели».

Цель:  воспитывать бережное отношение к птицам , учить видеть прекрасное в природе.

4. Продуктивная деятельность.

Рисование: «Синичка», «Снегири прилетели».

Аппликация: «Кормушка для птиц».

Лепка: «Гнёздышко», «Кормушка».

Цель: продолжать расширять кругозор детей, развивать интерес детей к птицам.

 «Покорми голубей», «Где скачет воробей».

Цель: размещение кормушек для птиц на территории детского сада.

4 этап.

Продукт проектной деятельности.

  1. Коллективная работа «Птицы прилетели».
  2. Выставка в группе «Птицы вокруг нас».
  3. Новая дидактическая игра «Собери птичку».

Результат проекта: дети получили начальные знания о птицах своего края, о способах помощи им в зимнее время года. Развились умения в продуктивной и других видах деятельности. Получили опыт совместной деятельности с родителями.

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края» (в рамках проекта «Зимующие птицы»)

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: Познание

Интеграция: Коммуникация

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Программное содержание: Уточнять и расширять представления детей о разнообразии  зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь для этого элементами предметной модели. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.

Оборудование: Предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, план-схема, наборы цветных кружков в соответствии с окраской оперения птиц, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

(авт. Е. Авдиенко)

О каком времени года написано это стихотворение? (зима)

- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.

- И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: Смотри, молчи,

И примечай, и слушай!»

Загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым…  (снегирём)

Рассказ воспитателя:

- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Стихотворение (читает ребёнок):

Побелело за окошком,

Всё в снегу, какая ширь.

Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйдешь

Дай им спелых зёрен горсть.

- Что за птица на дереве сидит? (ворона)

Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

- Какие у неё крылья? (большие)

- А лапки? (сильные, цепкие)

- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

- Как они кричат?

- Чем питаются вороны?

Стихотворение:

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

Дети подходят к панно с изображением  воробьёв и синиц.

- Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Из каких частей состоит туловище птицы?

 

- Какого цвета оперение у воробья? У синички?

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- А у синички? (маленький, но остренький)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Стихотворение:

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Народная примета:

«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».

Стихотворение:

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится.

Всё хвастает, синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится синица.

- Дети, как живётся птичкам зимой? (холодно, голодно)

- Какую помощь мы оказываем птичкам? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)

Показ кормушки.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть выставку кормушек, которую для вас подготовили родители.

Экскурсия по выставке кормушек. 

Стихотворения (по выбору педагога): «Холодно воробушке», «Письма», «Столовая для птиц»

- А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и подобрать соответствующую фигуру и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода. 

Включить музыку. Дети выполняют штриховку.

Итог:

- А сейчас давайте вспомним, каких птиц мы встретили? (ворон, снегирей, синиц, воробьёв)

- Дети, посмотрите на схему и расположите кружки по цвету птиц.

Сюрпризный момент: Птички приготовили вам сюрприз, они прислали вам фотографии.

Зимующие птицы Зимующие птицы

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: