Развивающие игры и упражнения с использованием «Прозрачного мольберта»
«Прозрачный мольберт» – прекрасный дидактический материал, для рисования и развития пространственного мышления, логики. Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт.
Игра для самых маленьких "Дождик, дождик, кап, кап, кап".
Задачи: обучать приемам "пальцевой живописи"; развивать зрительно – двигательную координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Ход игры: Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.
Игра "Гусеница".
Задачи: формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширять активный и пассивный словарный запас ребенка; развивать желание украсить формы узором.
Ход игры: Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
Рисуем пальчиком.
- Упражнение «Пальчик шагает»,«Светит солнышко»,«Идет дождик»,«Листопад»,«Снегопад»,«Укрась вазу»,«Дорисуй в вазе цветы»,«Дорисуй подсолнух»,«Раскрась грибы»,«Раскрась ёжиков».
Для создания положительного эмоционального настроя у детей используем цветной фон, любой стимульный материал, который наклеиваем с обратной стороны стекла.
- Упражнение «Цветные шары»
Педагог наклеивает шарики, а дети рисуют пальчиком ниточку с противоположной стороны стекла.
- Упражнение «Построй заборчик»
Педагог наклеивает с обратной стороны стекла домик. Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии забора.
4. Рисование ладошками.
- Упражнение «Деревья»
Педагог рисует ствол, а дети ладошками крону( паролоном).
- Упражнение.«Плавают рыбки»
Педагог рисует водоросли, а дети ладошками или пальчиками рыбок.
Задачи - развитие навыка выделения предмета по основным признакам(цвет, форма, величина)из окружающей среды.
5. Сотворчество педагога и детей.
- Упражнение «Елочка»
Педагог рисует елочку, а дети зажигают на ней огоньки.
- Упражнение «Домик»
Педагог рисует домик, а дети яркие, желтые окна.
Задачи - развитие сенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.
Упражнение «Разбуди тучку(облачко)»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве(вверх, вниз).
Игровая задача:«разбудить»уснувшую тучку(облачко)
Ход: Вверху на стекле наклеена тучка(облако). Ребенок пальчиком от тучки(облака)сверху-вниз ставит точки(или маленькие штрихи)на стекле гуашевой краской, витражными красками.
Упражнение«Солнышко лучистое»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, ориентировки в пространстве.
Игровая задача:
совершить превращение
Ход: Воспитательприклеивает по середине напрозрачном мольберте картинкусолнышка без лучей и предлагает превратить его в теплое солнышко, подрисовав лучи.
Упражнение«Воздушные шары»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, закрепление знаний цвета, формы, величины.
Игровая задача: успеть привязать к шарику нитку, чтобы он не улетел.
Ход: Воспитатель на стекле рисует один за другим воздушные шарики, разного цвета, формы, величины. Ребёнок с противоположной стороны стекла рисует пальчиком ниточку такого же цвета, как и шарик, называя его цвет, форму, размер.
Упражнение«Рельсы-рельсы»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве(право-лево).
Игровая задача:
Ход: Педагог с ребёнком проговаривают текст«Рельсы-рельсы»и одновременно, стоя на противоположных сторонах стекла, рисуюткартинку, соответственно текста.
«Необыкновенный листопа
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве, закрепление знаний цвета.
Ход: Педагог рисует на стекле ствол с одной сторонымольберта, а ребёнок ладошками листья, падающие и кружащиеся в воздухе, словно настоящий листопад.
Упражнение«Рыбки в аквариуме»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве, словесное обозначение направления движения.
Игровая задача:
нарисовать свой аквариум
Ход: Педагог с одной сторонымольбертарисует водоросли на стекле, а ребёнок с другой пальчиком рыбок.
Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Ход: Взрослый и ребёнок (или два ребёнка) через стекло прикладывают и ладони (пальчики) друг к другу.
Игра «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: Ребёнок прикладывает свою к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т.д.) второй ребёнок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.
Упражнение «Идёт дождик»
Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно –моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево).
Ход: Ребёнок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.
Аналогичные упражнения,: «Пальчик шагает», «Светит солнышко»,»Зайчик прыгает»,»Снегопад».
Игра «Соедини по точкам»
Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход: Ребёнку предлагается провести линии через точки, нанесённые на стекло или прикреплённый с обратной строны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение»
Задачи: Развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.
Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения.