Родительское собрание в средней группе
«Влияние качественной речи взрослого
на речевое развитие дошкольника»
Дата проведения: 14.11.2023г.
Воспитатели: Безуглова О.Н., Конкина М.В.
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Участники: воспитатели, родители.
Реквизиты:
План проведения:
1.Вступительная часть.
2.Влияние качества речи взрослого на речевое развитие дошкольников.
3.Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
4.Возрастные особенности средней группы
5.Тест для родителей: «Какой вы воспитатель»
6.Коротко о разном.
Ход мероприятия:
Родители заходят, рассаживаются на стулья.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам.
С начало я представлюсь, меня зовут Безуглова О.Н., закончила педагогический колледж им. Бадюлина, работаю 15 в детском саду, имею высшую категорию.
Итак, тема нашей встречи
2. «Влияние качественной речи взрослого на речевое развитие дошкольника».
Яркая, богатая речь у детей– явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький(около 1 года). Как Вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли Вы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли Вас это сейчас?
Ответы родителей.
Воспитатель: - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
1 столбец Речь должна быть:
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или с гаджетами) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами можно столкнуться перед школой (2 столбец Проблемы детей):
- односложная;
- состоящая из одних простых предложений речь;
- бедная речь;
- недостаточный словарный запас;
- слова –«паразиты»;
- нелитературных слов и выражений.
- неспособность построить сюжетный или описательный рассказ
- не могут логически объяснять;
- речь не выразительна;
- не умеют использовать интонации
- плохая дикция;
- не выговаривают звуки.
Это потом скажется на письме;(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (воспитатель зачитывает слова из 1-го столбца и из 2-го столбца)
Что же делать? Игра с мячом (ответы родителей)
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь детей развивалась в норме?
На этот год мы взяли кружок по развитию речи.
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию (составлению творческих рассказов; составлению рассказов по картине, по серии картин; пересказам); проигрываем сказки, мини-сценки.
Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру и театральную деятельность ребенок усваивает знания быстрее.
Что дома делать надо:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком.
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
3. Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
Игры на развитие мелкой моторики (пазлы, лего, конструкторы разных форм).
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).
Игры на развитие воображения: утюг – гиря, колоть орехи. Что не стало? На что похожи ладошки? (Птица, бабочка, рога)
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было? что случилось и почему? Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все: мышление, речь и внутренний эмоциональный мир.
4. Возрастные особенности детей среднего возраста.
5. Тест для родителей.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть.
6. Коротко о разном.