"Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Физиологи считают, движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, развивают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Подвижные игры для детей дошкольного возраста – активная деятельность ребенка дошкольника, которая развивает его физически, пополняет знания об окружающем мире, учит ловкости и сноровке. Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые качества личности малыша.
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически. В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка. Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка. Одновременно ребенку прививаются нравственные нормы поведения. В игре дети познают окружающий мир, у них развивается фантазия, пространственное воображение и возникает много положительных эмоций, ощущение свободы, радости. Подвижная игра поможет ребенку преодолеть скованность и сделает его более общительным.
Игра - основное занятие ребенка дошкольника и занимает ведущее место в его образе жизни, педагоги особенно выделяют подвижные игры, когда ребенок или несколько детей сразу включаются в бурную подвижную деятельность. У каждой определенной подвижной игры есть свои условия и правила, выполняя которые достигается цель игры. Все подвижные игры разнообразны по своей организации. Некоторые игры обладают сюжетом, есть определенные роли и правила. Существуют игры без ролей, в них дети выполняют только двигательные упражнения по определенным правилам. И также есть игры, где все действия подчинены и обыграны текстом, который произносит взрослый.
Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе, все это способствует умению ориентироваться ребенка в пространстве, укреплению здоровья ребенка, реже такие игры проводятся в закрытом помещении, в спортивном зале, в группе детского сада.
Многие подвижные игры, особенно в детском саду, проводятся с группой ребят, это приводит к привитию чувства товарищества, ведь в игре дети взаимодействуют между собой, принимают коллективные решения, стремятся к взаимопомощи, а правила развивают ответственность с самого раннего возраста малыша.
Энергия, которая у маленького ребенка бьет ключом, требует своего выхода наружу, поэтому детям младшего дошкольного возраста движение и подвижные игры необходимы. Организуйте досуг вашего малыша на пользу его здоровья в виде игры. Выбирая подвижную игру для ребенка, отслеживайте соответствие игровых действий возрасту ребенка, его знаниям, умениям и навыкам.
Подвижные игры для детей 3 лет
Дети трех лет любят и постоянно играют в подвижные игры. Однако малыши этого возраста еще не могут сами организовать себе игру по правилам. Подвижные игры, особенно где есть сюжет, организует родитель или воспитатель в детском саду, но часто игра начинается по желанию ребенка. В данном случае взрослый человек руководит деятельностью малыша, показывает движения игры, объясняет, направляет действия ребенка.
Игра обязательно должна соответствовать возрасту и уровню развития; ребенку трех лет проще бегать, ползать, чем прыгать и метать в цель, еще сложнее игра, где сочетаются разные виды движений, поэтому выбирайте такие игры, где задания и моторные действия усложняются постепенно.
В игре трехлеток важно развитие и постоянное совершенствование движений. Растут требования к выполнению движений малышами и соблюдению правил игры в коллективе.
Подвижные игры для детей 1,5-3 года
«Найди игрушку»
С самыми маленькими ребятами можно устроить игру на внимание и подвижность. Раскладывайте в комнате по углам различные игрушки (можно немного спрятать) и говорим ребенку, какую игрушку он должен найти.
«Паровоз»
В этой игре принимают участие взрослые. Мама, папа и малыш встают паровозиком и при движении друг за другом, издают звуки паровоза. Затем можно поменяться местами и малыш будет впереди паровозика и вести «состав» вперед.
«Догонялки»
Самая любимая и первая подвижная игра малыша, он убегает от взрослого, а взрослый его догоняет и обнимает, после можно поменяться ролями.
«Яблоки для ежика»
Разложите на полу яблоки и груши (они могут быть настоящие и искусственные) и посадите за детский столик игрушку ёжика. Попросите малыша собрать только яблоки.
«Стоп-сигнал»
Изображайте с ребенком различные действия: топайте ногой, накланяйтесь, делайте махи руками, ногами, хлопайте в ладоши и тому подобное. По сигналу стоп все движения прекращаются.
«Солнечный зайчик»
Пускайте по стене солнечные зайчики и предложите малышу их поймать ладошками, а когда зайчик будет на полу его можно ловить ногами. Сопровождать игру можно следующим стихотворением:
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
Подвижные игры для детей 3-5 лет
Коллективная подвижная игра «Удочка»
Дети становятся в круг, а в середину «ведущий», который крутит скакалку, а дети стараются через нее перепрыгнуть, чтоб скакалка не задела ног. Кто прикоснулся к скакалке, тот становится на место водящего.
«Салки»
Водящий должен по правилам догонять убегающих от него ребят. Если он кого-то коснулся, то он становится водящим. Игру можно усложнить - вместо бега предложив прыгать на одной ноге.
«Пузырь»
Коллективная игра детей и взрослого. Все стоят, взявшись за руки в тесном кругу, и читают четырехстишие: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся. При этом все отступают назад и расширяют круг, не разъединяя руки, пока взрослый не скажет : «Пузырь лопнул». При этих словах дети делают хлопок, говорят «хлоп» и садятся на корточки.
«Весёлые мячи»
Для игры надо два мяча - один для мамы, другой для ребенка. Пусть малыш повторяет ваши движения.
Бросаю мой мяч.
Бросаю опять,
Ловлю и роняю
И снова бросаю.
Катаю мой мяч,
Катаю опять.
Катаю сюда,
Катаю сюда.
Бросаю, гляди,
Мой мячик, лети,
Бросай в высоту,
Поймай на лету.
Мой мячик катись,
Обратно вернись.
Смотри не зевай
Мой мячик отдай.