МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день «К нам пришла зима»
01.12.23 год
Провела воспитатель подготовительной группы: Конкина М.В.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; - развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
-уточнить признаки зимы;
-подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
-активизировать словарь по данной теме;
-развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу;
-воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход дня:
Утренняя гимнастика
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Наконец пришла зима,
Стали белами дома,
Снег на улице идёт,
Дворник улицу метет,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги.
Ловко бегаем на лыжах,
И играем все в снежки.
Беседа.
Отгадывание загадки:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме?(белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня ….(Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…(мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …(иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…(снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?(Зима)
-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль).
Декабрь - первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь - второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.
Февраль - последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Физкультминутка
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса на несколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся.
Просмотр презентации «Здравствуй зимушка, зима!»
Беседа о снежинках.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Загадки о зимних забавах.
1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
2.Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (Лыжи).
3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
4.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант(если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег –(снежная);
Мороз –(морозная);
Ветер –(ветреная);
Стужа –(студёная);
Холод –(холодная).
Игра-викторина «Что наделала зима?»
Игра «Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз –(морозец).
Лёд –(ледок).
Холод –(холодок).
Метель –(метелица).
Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово.(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие»(со снежком)
Зимой метель(метёт)
Ночью ветер в трубах(воет, завывает)
Из снеговой тучи снежинки(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк(воет)
Назиму медведь в берлоге(засыпает)
Мороз щёки и нос(щиплет)
Зимой вода в реке(замерзает)
Иней на ветках деревьев(блестит)
Зимой снег всё вокруг(накрывает)
Деревья зимой(спят)
Под снегом травка зимой(греется)
Зимой насекомые(прячутся)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.
Аппликация «Белая береза»
Цель: учить детей вырезать детали, аккуратно наклеивать, восхищаться красотой русской природы.
Прогулка.
Наблюдение за погодой, природой. Насыпать корм в кормушки, наблюдение за птицами: синичками, воробьями, голубями, снегирями. Катание на ватрушках, санках, снегакатах.
Чтение художественной литературы: Бажов «Серебренное копытце», РНС «Снегурочка», стихи о зимней природе.
Дидактические игры «Собери снеговика», «Найди зимнюю картинку», «Времена года».
Результат. Дети познакомились с зимними месяцами, играли на улице в игры, с удовольствием подкармливали птичек, любовались красотой зимней природы.