МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день «Русская берёза»
Провели воспитатели подготовительной группы: Конкина МВ. Парфёнова Ю.А.
Цель: познакомить с одним из символов России.
Задачи: Закреплять, уточнять и расширять знания детей о березе: дерево и его части, отражение в фольклоре, в произведениях поэтов России, использование человеком. Знакомить со способами и видами использования людьми березы, упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слова «береза». Знакомить со стихотворением С.Есенина «Береза». Воспитывать познавательный интерес, интерес к народной культуре, желание помогать и делать приятное. Знакомить с одним из символов России.
Форма проведения: занятие с элементами «прогулки», экскурсии, организованной деятельности.
Ход.
1. Беседа. «Берёза русская красавица»
Просмотр презентации о Берёзе.
2. Д/у «Назови ласково»
- Нам надо стать ласковыми и превратить что-то большое в маленькое. Можно, я начну?
Лес – лесок, лесочек; дуб, сосна, ель, лист, ветка, шишка, каштан, гриб, ягода, ручей, облако, дождь, солнце, трава, береза.
3. Д/у «Найди и скажи, где что спрятано»
- На картинке березка. Но посмотрите, сколько на ней ненужных и лишних предметов. Это вредная Засуха намела ветрами буйными, закидала песками желтыми березку, видно, хотела спрятать, погубить красавицу лесную. Посмотрите и скажите, что лишнее и где спрятано. Как только вы ответите правильно и найдете то, чего быть не должно на березе, этот предмет надо будет убрать.
4.Чем березка хороша?
- С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы, девушки плели венки их них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.
- На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.
- Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?
- А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
- Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне.
- В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.
- Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.
- А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков.
- Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали. Вот какая березка наша.
5.Физминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, имитация посадки и полива дерева.
Мы водой ее полили.
И березка подросла, дети-березки: присели, встали, выпрямились, руки вверх.
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила наклониться вперед, покачать руками.
И ребят благодарила.
6. Экскурсия в парк.
Загадали желание, обняв белую красавицу Берёзу.
Работы, сделанные вместе с родителями.
Вторая половина дня.
Нетрадиционное мероприятие.
Мероприятие, которое прошло 3 мая в нашем детском саду, необычное. Утром ребята старшей и подготовительной групп с воспитателями Конкиной Мариной Владимировной, Михайловой Еленой Николаевной и старшим воспитателем Зориной Еленой Михайловной сходили на экскурсию в сквер, где познакомились с берёзками и увидели одну, самую старую. Ребята обнимали её, ласково прикасались к корявой коре.
Особенные чувства вызвал у детей рассказ о том, что берёза была свидетелем страшных событий Великой Отечественной войны. Что она была ранена осколком, поэтому ствол её так искривлён. А вечером, после сна сама берёзка рассказала ребятам о войне. Роль берёзки исполнила Парфёнова Юлия Александровна. Она сопровождала свой рассказ демонстрацией слайдов – фотографий военных лет. Сценарий, который мы предоставляем Вашему вниманию авторский. Все стихи сочинила Юлия Александровна.
Сценарий
нетрадиционного патриотического мероприятия для детей старшей и подготовительной групп
«Рассказ русской берёзки о войне»
Ведущий: Зорина Е.М., роль русской берёзки – Парфёнова Ю.А.
Цель: сформировать у детей представления о трагических событиях
1941 – 1945г.
Задачи:
- подготовить детей к восприятию информации о событиях Великой Отечественной войны;
- вызвать чувство гордости за русских солдат, их подвиг;
- вызвать эмоциональное чувство через рассказ от лица дерева – русской берёзки.
Предварительная работа:
- проведение тематической беседы «Берёза – символ России»;
- рассматривание репродукций картин с изображением берёз;
- заучивание стихотворений о берёзе;
- проведение НОД «Русская берёзка»;
- проведение экскурсии в сквер: «В гости к берёзкам»;
- оформление презентации к тексту мероприятия.
Коллективная работа «Березовая роща».
Задачи:
Закреплять умение рисовать силуэт березы, передавая все признаки (ствол, ветки, листья, полоски, цвет).
Развивать внимание, воображение, творческие способности.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе родного края.
Результат. Дети много нового узнали о берёзе. О её пользе для человека.