МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с черепахой».
Провели воспитатели группы : Конкина М.В., Парфёнова Ю.А.
Май 2017 год
Цель: Уточнить и расширить представление детей о черепахе.
Задачи:
- Познакомить детей с рептилиями.
- Дать знания о жизни черепах в природе.
- Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, движется, растёт, размножается, спасается от врагов), выделять характерные особенности внешнего вида, способов поведения.
- Закреплять умение составлять рассказ о черепахе по картинкам.
Ход занятия.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха
Гуляет…….
Дети: черепаха.
Предлагаю посмотреть презентацию о черепахах.
Воспитатель: Черепахи относятся к пресмыкающимся, которые живут как в воде, так и на суше.
От врагов черепах защищает панцирь. Черепахи бывают как наземные, так и морские.
Наземные делятся на пресноводных и сухопутных Сухопутные черепахи питаются растительной пищей, а пресноводные - хищники. Часто их добычей становятся рыбы, моллюски, черви, насекомые и их личинки, молодые змеи, птенцы водоплавающих птиц, падаль. Но бывает, что черепахи могут поедать пищу, непривычную для них. Растительноядные - животную пишу, хищники - растительную. Черепахи - долгожители. Были случаи, что черепахи доживали до 188 лет.
Средняя продолжительность жизни морских черепах где-то 80 лет. Они имеют большую голову, которая не убирается под панцирь, а передние конечности напоминают ласты. Они питаются водорослями, ракообразными, яйцами и личинками рыб, рыбами, кальмарами, водными змеями. После окончания этого этапа жизни большинство морских черепах становятся травоядными.
На территории России встречаются головастая, кожистая, дальневосточная, болотная, каспийская и средиземноморская черепахи.
Некоторые виды черепах занесены в Красную книгу. Они находятся под угрозой исчезновения. Это связано с массовым отловом черепах рыбаками ради мяса.
Черепаха.
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги".
И на камень лягушки кладут узелок:
" Хорошо бы у камня прилечь на часок!"
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
"Это - Че!
Это- ре!
Это - паха!
Это - чечере!
Папа!
Папаха!"
К.Чуковский.
Глядя на фото, покажите части тела черепахи ( панцирь, голова, лапы, хвост, глаза, рот, шея).
При испуге черепаха втягивает голову под панцирь, лапы и хвост, который умещается между задними лапками. Передние лапки прикрывают голову.
Она считается одним из небесных животных. Она символизирует долголетие и мудрость, ведь умеет защищаться. Считается, что человек, у которого есть талисман черепахи, будет всегда защищен.
Пальчиковая гимнастика:
Черепашка, черепашка
В панцире живёт. (Дети убрали пальцы в кулачок)
Высунет головку, (Вытаскивают указательный палец из кулачка)
Обратно уберёт. (Убирают указательный палец в кулачок).
Дети выполняют упражнение, проговаривая слова.
Воспитатель: Предлагаю сделать черепаху своими руками .
Вторая половина дня: Инсценировка стихотворения К.Чуковского «Черепаха».
Конструирование черепахи с помощью грецкого ореха и пластилина.
Чтение художественной литературы:
Мария Яснова «Городская внучка»
Жила черепаха в квартире одна,
Глубокой и древней печали полна
Была ее бабка морская –
А внучка – давно городская.
Ни моря, ни солнца, ни камушка нет
Куда ни взгляни – бесконечный паркет
Ну листик, да капелька сока –
И все-таки так одинока!
И вдруг появился в квартире щенок,
И жизнь изменить черепахе помог
Лохматый, большой и при этом –
Он ползает с ней под буфетом
Она семенит за щенком, а потом
Ложится на лапу его животом
И слышит: щенок засыпает
И шумно, как море, вздыхает.
Черепаха.
-Ты скажи мне, черепаха,
Что с тобой?
Ты устала,
Ты измучена жарой?
Путь, наверное,
Становится тяжёл,
Если тащишь на себе
Такой котёл?
Или просто нет хлопот
И нет забот?
Очень медленно
Ты движешься вперёд!
-Ошибаешься!-
Послышалось в ответ.-
Я в заботах провожу
Немало лет!
Путь, конечно же,
Становится тяжёл,
Если тащишь на себе
Такой котёл!
Но без этого котла
Я бы очень беззащитною
Была!
Без него, возможно,
Было бы легко,
Только вряд ли
Я ушла бы далеко!
Потому я не жалею
И не злюсь,
А терпению и мудрости учусь.
Пусть мне холод угрожает
И жара-
Торопливость не доводит
До добра.
Дальний путь преодолеет
Только тот,
Кто умеет не спеша
Идти вперёд!
А. Алланазаров
Просмотр мультфильмов «Львёнок и черепаха».
Результат.
Дети познакомились с черепахами . Узнали что они бывают разные, обитают и на суше и в воде. Научились выделять части тела, цвет, размер, чем питаются. У детей расширился кругозор и интерес к жизни объектов живой природы. Желание участвовать в изготовлении поделок «Черепашка» своими руками.