МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день
«Старость надо уважать»
Провели воспитатели старшей группы: Дубровина Н.В. Конкина М.В.
Дата проведения: Октябрь 2022 год
Цель: Познакомить с праздником «День пожилого человека». Формировать уважительное отношение к пожилым людям.
Задачи:
- расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях пожилых людей;
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
-развивать у детей способность к сопереживанию, прививать понятие оказание помощи пожилым людям;
- формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, сопереживания, сочувствия, благородства;
- умения прийти на помощь близким людям (бабушкам, дедушкам);
- способствовать развитию связной речи детей;
- воспитывать любовь к бабушке и дедушке, к их повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;
- учить понимать, что пожилой человек требует заботливого к себе отношения;
- развивать коммуникативные навыки общения, связанную речь, умение анализировать, устанавливать родственные связи;
- помочь понять детям, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной;
- углубление знаний о своей родословной;
- формировать нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению;
- развитие творческих способностей.
Предварительная работа:
- беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке и дедушке»; «Что растёт в огороде у бабушки и дедушки».
- рассказы детей о своих дедушках и бабушках: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время;
- пословицы и поговорки;
- чтение художественной литературы: В. Катаев "Цветик-семицветик", р.н. сказка «Как у бабушки козёл», р.н. сказка «Бабушка Метелица», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Л. Зимина «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить», С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благинина «Бабушка - забота», «Наш – дедушка», Н. Майданик «Моя бабушка», Т. Маршалова «Очень бабушку люблю!»;
- игры д/и «Назови ласково», «Похвали бабушку, дедушку»;
- театрализованная деятельность: Театр сказок «Репка», «Колобок».
Ход дня.
Утренняя гимнастика «Помоги дедушке» (с инструментами)
Беседа.
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. 1 октября в нашей стране отмечают день пожилого человека. Второе название этого дня – день добра и уважения.
Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Они наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап. Наверное, не случайно этот день пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни.
Сегодня я предлагаю вам посвятить нашу беседу этому замечательному празднику.
Игра «Солнышко – добрые слова».
Конечно же любовь людей старшего поколения согревает нас, как солнце. Давайте же и мы сложим солнышко, лучики которого – это добрые слова о бабушках и дедушках (дети, по очереди, называют слова, которые подходят к их бабушкам и дедушкам (добрая, нежная, хорошая, ласковая, весёлая, любимая, красивая, сильный, любимый, трудолюбивый и т. д.) и прикрепляют лучики к солнцу)
Вот какое солнце у нас получилось!
А всегда ли вы дружно живёте с вашими бабушками и дедушками, всегда ли говорите им приятные, вежливые слова? Ответы детей.
Простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу пожилого человека.
Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким.
День пожилого человека - особый праздник. С детства мы слушаем бабушкины сказки, едим вкусные пироги, ходим вместе с дедом на речку на рыбалку, в лес по грибы. Никогда нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего поколения. Поддержать, оказать посильную помощь – вот одна из важных наших задач. Но и это лишь небольшая частичка нашего долга перед людьми старшего поколения.
Ребята отгадайте мои загадки и доскажите словечко.
1.Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка)
2.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…..(дед)
3.Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились –
Стали….(пожилыми)
С моей бабушкой вдвоём
Мы и спляшем и споём,
Праздник всем друзьям устроим –
С пирогами стол накроем!
Когда гостей мы встретим с ней?
В Праздник….(пожилых людей)
А как вы думаете нам надо быть внимательным к пожилым людям только в этот день(ответы детей).
- Ребята с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?
- Да.
- Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.
- Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.
Как же вы, ребята, можете помочь своим дедушкам и бабушкам? (Ответы детей).
Предлагаю вам немного отдохнуть и показать на деле, как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам.
Первое задание помоги бабушке:
Бабушка решила сварить компот, но перепутала овощи и фрукты, сложила их в одну корзину. Поможем бабушке? Нужно отделить овощи от фруктов.
Молодцы справились с первым заданием
Второе заданием от дедушек:
Дедушка решил отремонтировать сарай, но строительные инструменты случайно рассыпались и перемешались различными вещами, которые хранились в сарае. Поможем дедушке собрать инструменты…..
Большие дела складываются из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!
Продолжить нашу с вами беседу я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он всё им в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой и смотрят – их сынишка на полу с дощечками играет – что – то складывает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матерью стары будете, чтоб вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то,
что так обижали старика. И с тех пор сажать его за стол стали и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старшим и слабым?
- В чём особенно нуждаются пожилые люди?
- Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Ребята, у кого есть бабушка? Как её зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
(дети рассказывают о своих дедушках и бабушках.)
Воспитатель: Я знаю, каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек.
А теперь, мы немножко поиграем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Молодой дедушка - …..(старый.);
Весёлая бабушка - ……
Быстрый дедушка - ….
Добрая бабушка - …..
Высокий дедушка - ……
Любимая бабушка - …
Молодцы, ребята, все справились. Пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно пословицы и скажите, что они обозначают:
«Не смейся над старым, и сам будешь стар».
«Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
Сам стар, а душа молода».
- Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева "Цветик-семицветик".
Помните, девочка Женя получила от удивительной старушки волшебный цветок, который исполнял любые желания. Как происходило волшебство?
- Надо было оторвать один лепесток и сказать волшебные слова.
- А какие слова надо было сказать?
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Да ребята, верно, а как Женя распорядилась лепестками цветка?
- Она сначала загадывала простые желания: склеить разбитую вазу, вернуть баранки, много игрушек, полететь на Северный полюс.
- Ребята, а на что Женя потратила последний лепесток?
- Она пожелала быть здоровым мальчику инвалиду.
- Да, ребята, она захотела помочь мальчику. Как вы думаете почему?
- Ей стало его жалко.
- Да, увидев, что мальчик Витя не может бегать и ходит он на костылях, она стала сопереживать ему и потратила последний лепесток, чтобы загадать желание на его исцеление.
- Ребята, вот так с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?
- Да.
- Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.
- Вы помогаете свои бабушка и дедушка? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.
Давайте сделаем для наших бабушек и дедушек в подарок волшебный Цветик-семицветик, который поможет им быть здоровыми и веселыми.
- Ребята, каждый лепесток должен быть разного цвета. Какими цветами будет рисовать?
- Красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, розовый.
Вторая половина дня.
Рассматривания иллюстраций «Моя семья»
Цель: углубить знания о своей семье
Аппликация из обрывной бумаги «Кленовый лист»
Цель: вызвать желание сделать открытку своими руками для бабушек и дедушек, прививать уважение к старшему поколению.
Рисование «Листик клёна» и «Бабушка рядышком с дедушкой»
Цель: развивать творческие способности.
Чтение художественной литературы, показ кукольного театра.
Работа с семьями воспитанников «Открытка ко дню пожилого человека»