МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день
в старшей группе «Масленица»
Провели воспитатели: Конкина М.В., Парфёнова Ю.А.
Дата проведения: 11 Марта 2021года
Цель: развитие интереса к традициям русского народа. Показать красоту и поэтичность русских народных гуляний. Учить понимать народные заклички.
Задачи:
- познакомить детей с зимним русским праздником Масленицы, как одним из христианских праздников;
- познакомить с традиционными угощениями;
- воспитывать интерес к красоте русских традиций и обрядов;
- развивать мелкую моторику рук;
- создавать эмоционально-положительный настрой в группе;
- формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр;
- развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила;
Утренняя гимнастика из комплекса подвижных игр «Карусели», «Зоря, заряница красная девица».
Прогулка. Катание с горки, на ватрушках, ледянках. Наблюдение за погодой: яркое солнце, голубое высокое небо, на крышах сосульки.
Мы сегодня познакомимся с русским народным праздником – Масленица.
Этот праздник к нам идет раннею весною
Сколько радости несет он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, и снежок сверкает
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает!
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имеет и другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
- Ребята, как вы думаете, почему праздник называется Масленица? (пекли блины, смазанные маслом)
- Верно, Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли масляные, румяные и горячие, как само солнце, блины. Считалось, что румяными блинами приманивали солнце, помогая ему разгораться. Масленица длится 1 неделю.
У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.
Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча»
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Рано утром хозяйка встаёт, надевает фартук, повязывает косынку, смотрит в печь, не пора ли блины печь?
Игра «Блины»
«Блин комом» - все подпрыгивают,
«Блин с маслом» - все приседают,
«Блин с мясом» - рук на пояс,
«Блин со сметаной» - кричат мальчики,
«Блин со сгущенкой» - кричат девочки
Вторник. День Второй - «Заигрыши».
- Почему так называется? Во вторник играли в снежки, катались на качелях, с ледяных гор, строили санные поезда (прелесть которых заключалась в том, чтобы сотня саней вывалилась в сугроб, совершали поездки на лошадях.
Иллюстрация: «Проводы Масленицы»
Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои.
Среда. День Третий - «Лакомка».
- Середина недели. Самый объедальный день. Во всех домах накрывали богатые столы. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.
А теперь, ребята попробуйте отгадать, что стряпухе было необходимо для выпечки блинов?
Эстафета «Накорми друга блинами»
Четверг. День четвёртый - «Разгул», «широкая».
- Если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, разгул развёртывался во всю ширь, недаром масленицу называли ещё «широкой». В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке весёлые скоморохи, потешали людей, устраивая кулачные, петушиные бои, конские бега.
Важным и значительным моментом праздника было взятие снежного городка. Возводили и захватывали построенные снежные города.
- На Масленице часто играли в весёлые шуточные игры, в которые вовлекалось очень много людей. Мы с вами поиграем в одну из игр.
Игра «Прокатись на лошади»
Подвижная игра «Ручеек»
Пятница. Пятый день – «Тёщины вечерки».
- Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, танцуют. Это был самый весёлый озорной день недели. Молодёжь наряжается, и поёт задорные озорные частушки под гармонь.
- Ребята, как вы думаете, почему песни называются частушками? (маленькие, частые)
Суббота. Шестой День – «Золовкины посиделки»
- Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок - это тётю, сестру вашего папы.
Воскресенье. Седьмой День - «Прощёное воскресенье».
- В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Порой даже встретив незнакомого человека, нужно было просить прощения за умышленные или случайные обиды. «Да простит тебя Бог, а я прощаю», - отвечал человек. В знак примирения собеседникам следовало поцеловаться. К этому же дню делали чучело из соломы или тряпок, которое носило название Масленица, наряжали его обычно в женскую одежду. Чучело Масленицы воплощало в себе образ зимы, поэтому в конце недели его сжигали, чтоб растопить холод. Вместе с ним сгорало всё зло и все беды. Пепел рассыпали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов.
Фото «Сжигание Масленицы».
Сжигали Масленицу под слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птицы летят,
Колокольчики звенят.
- Мы с вами тоже поиграем в игру, которая называется «Гори, гори ясно! ».
Игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три беги!»
- Молодцы, ребята, какие вы быстрые, ловкие, внимательные.
Знакомство с весенними закличками.
- Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Солнышко, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
- А теперь пройдем на свои места и поговорим, о чем вы сегодня узнали.
Вопросы воспитателя:
О каком празднике мы сегодня с вами говорили?
Почему праздник назывался масленицей?
Как по-другому называли праздник масленицу?
Что является главным блюдом?
Сколько дней длится праздник?
Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)
Консультации для родителей.
2-я половина дня.
Игра малоподвижная «Петухи». Два игрока без рук должны вытолкнуть друг друга из круга. Кто сделает это первым, тот и победил.
Цель: Развивать координацию движений.
Подвижная игра: «Карусель»
Цель: Развивать внимание, двигательную активность.
Дети под музыку бегают по группе, когда музыка прекращается, они должны взять ленточку у карусели, кому ленточки не хватило, тот выходит.
Аппликация: «Масленица».
Задачи: Учить детей складывать туловище способом оригами, вырезать детали круглой формы, аккуратно и последовательно приклеивать на основу. Развивать внимание, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус.
Результаты:
У детей пополнились знания о празднике «Масленица»,
Они узнали о традициях празднования.
Проявили ловкость, творческие способности, были внимательны, соблюдали правила в играх.
Получили положительные эмоции.