МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Тверская область Фировский район
«В гости к птицам»
(экскурсия за пределы детского сада с детьми средней группы)
Дата: 10.11.2017г.
Цель: Расширить представления детей о птицах, обратить внимание на трудное существование птиц зимой.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
2. Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
3. Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.
Ход:
-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?
-Морозно или нет?
-Тихая, безветренная погода или дует ветер?
-Идёт ли снег?
Основная часть экскурсии
-Ребята, какие деревья вы знаете? (берёза, сосна, рябина, дуб, ель.)
-А знаете ли вы, как готовятся к зиме деревья?
-С деревьев опадает листва. Листопад – один из способов подготовки деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания.
Еще птицам придётся трудно поздней осенью и зимой. А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные). А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян). А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие). Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы). Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
- Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Кто отгадает - тот птичку получает!
1. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей! Кто это? … (Воробей)
2. Жёлтое брюшко у маленькой птички.
А зовут её … (Синичка)
3. Вещунья -белобока
А зовут её … (Сорока)
4. Чёрная, как вар,
Кричит: «Кар-р-р!» (Ворона)
5. Белый бок, серый бок,
Воркует нежно … (Голубок)
6. Красногрудый, чернокрылый
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
7. Чёрный жилет, красный берет.
Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)
Воспитатель: А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются зимующими. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам - сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим мы спасём не одну птичью жизнь.
- Зимой птицы становятся, менее разборчивы к еде, и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба.
- Вороны любят очистки от овощей и любую пищу. Воробьи едят крупу, семена, хлеб; снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, яблоки, калину; голуби – крупу, хлеб, зерно.
Мы с вами пришли к малышам в гости, на участок. У них есть деревья, мы на них повесим кормушки, и насыпем корм для птиц, чтобы помочь зимующим птичкам прожить в наших краях. Педагог достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомиться к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.
Полученный результат:
1. У детей пополнились знания о птицах.
2. Сформировались чувства любви и доброго отношения к природе, к птицам.