МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировского района Тверской области
Тематический день
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ № 4
ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
Провели воспитатели: Парфёнова Ю.А. Конкина М.В.
01.12.2021 год
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Утро, наблюдение из окна, отметить в календаре природы.
Утренняя гимнастика.
Наступили холода,
К нам опять пришла зима.
Но, зимы мы не боимся
В спорте с холодом сразимся!
Воспитатель даёт команду: Направо! В одной колонне шагом
марш!
На весёлую зарядку
Приглашаем вас сутра.
А, здоровым быть и крепким
Помогает нам ходьба.
(ходьба в колонне)
По заснеженным дорожкам
Мы крадёмся словно кошки.
(ходьба на носках – руки на поясе)
Сугробы за ночь подросли
Стали очень высоки.
(ходьба на пятках – руки вверх)
Снег, снежок идёт с утра,
Начинается игра
Как услышишь слово «три»
Скорей снежинку лови.
Раз, два, три,
Стоп, замри!
(ходьба с хлопками над головой, руки на поясе)
До чего мороз велик,
Нам стоять не велит.
(лёгкий бег в колонне на носках)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(бег врассыпную)
Общеразвивающие упражнения
«Погреемся» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки подняты в стороны. Хлопнуть по противоположным плечам. Повторить 6 – 8 раз.
«Весёлый снеговик» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Поворот туловища вправо – развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Поворот туловища влево – развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение в каждую сторону 4 раза.
«Лыжник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки. Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз - назад; затем вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6—8 раз.
«Катание на санках» И. п. сидя, прямые ноги слегка расставлены, прямые руки подняты вперёд. Лёгкие наклоны назад – вперёд, неопуская рук. Выполнить упражнение 4 раза назад, 4 раза вперёд.
«Конькобежец». И. п.: стоя на коленях, колени расставлены на ширине плеч, руки за спиной. Наклонить туловище вправо, слегка присев на пятку (выдох); принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону.
«Греем ноги» И. п.: сидя, руки сбоку, на полу, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и обхватить их руками. Вернуться в исходное положение. Повторить 6 - 8 раз.
«Снежинка» И. п.: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.
Прыжки на месте на двух ногах.
Заключительная ходьба.
Дети произносят: Что бы день твой был в порядке
Начинай его с зарядки! Здоровье в порядке, спасибо зарядке!
ХОД дня.
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Отгадывание загадки.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
Беседа о зиме.
Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме?(белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
Отгадайтезагадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня ….(Зима).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…(мороз).
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …(иней).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…(снег).
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?(Зима)
-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют«лютень»или«лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры.«Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем»,«ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли«святым воздухом», а холодный ветер с севера называли«сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили:«Сиверка подул».В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Физкультминутка
Вот студеною зимой. Дети машут руками
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
Даже хитрая лиса нанесколько секунд,
Притаилась и сидит, потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Беседа о снежинках.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?(Ответы детей).
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку(железную)и надавливаем ею на соль(несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук(ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Дыхательные упражнения.
Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
- Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
- А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Загадки о зимних забавах.
1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
2.Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги. И по большим снегам беги (Лыжи).
3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
4.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант(если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
Снег –(снежная);
Мороз –(морозная);
Ветер –(ветреная);
Стужа –(студёная);
Холод –(холодная).
Игра -_викторина«Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…-(заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…–(замела).
1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).
11. Игра«Назови ласково»
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз –(морозец).
2. Лёд –(ледок).
1. Холод –(холодок).
2. Метель –(метелица).
Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово.(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие»(со снежком)
Зимой метель(метёт)
Ночью ветер в трубах(воет, завывает)
Из снеговой тучи снежинки(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк(воет)
Назиму медведь в берлоге(засыпает)
Мороз щёки и нос(щиплет)
Зимой вода в реке(замерзает)
Иней на ветках деревьев(блестит)
Зимой снег всёвокруг(накрывает)
Деревья зимой(спят)
Под снегом травка зимой(греется)
Зимой насекомые(прячутся)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим:«Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.
Лепка «Зимующие птицы»
Цель: закрепить умение лепить из целого куска пластилина фигурки птиц, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки.
Прогулка.
Насыпать гостинца в кормушки, наблюдение за птицами.
Цель: приучать детей заботиться о братьях наших меньших, регулярно подсыпать корм.
Зимние забавы детей: катание с горки, на лыжах, на санках и так далее.
Наблюдение за природой, беседа какие изменения произошли с приходом зимы.
2-я половина дня.
Загадывание загадок на зимнюю тему.
Цель: Учить детей размышлять.
Загадки:
После осени пришла к нам красавица…(зима)
Ни ведра, ни кисти, ни рук,
А побелит все вокруг………( снег)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить повыше,
Если б крыши там нашлись! (сосулька)
Подышал он на окно –
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез инеем укрыл….
(мороз).
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло,
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий …(лед).
Подвижная игра «Попади комочком в ворота»
Цель: Развивать меткость.
Конструирование из бумаги: «Снежинка»
Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой, загибать ее по краям колечком, склеивать, а также в форме « восьмёрки», формировать из отдельных элементов снежинку, дополнять мелкими украшениями. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать целеустремленность, аккуратность.
Подвижная игра: «Сложи снежинку»
Дети под музыку бегут по группе, когда музыка заканчивается, они должны выложить из косичек снежинку.
Цель: Развивать быстроту реакции
Игра: «Найди и расскажи»
Цель: Закрепить знания примет зимы.
Дети выбирают из множества картинок те, что относятся к зиме, описывают, что на них изображено.
Результаты:
Дети повторили приметы зимы, познакомились с особенностями зимних месяцев.
Размышляли, делали умозаключения, учились отвечать полными предложениями.
Проявляли творческие способности в ручном труде.
Получили положительные эмоции от совместных игр.