Версия для слабовидящих
Общая информация
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировского района Тверской области

Тематический день

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ № 4

ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Провели воспитатели: Парфёнова Ю.А. Конкина М.В.

01.12.2021 год

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Утро, наблюдение из окна, отметить в календаре природы.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА
ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА

Утренняя гимнастика.

Наступили холода,

К нам опять пришла зима.

Но, зимы мы не боимся

В спорте с холодом сразимся!

Воспитатель даёт команду: Направо! В одной колонне шагом

марш!

На весёлую зарядку

Приглашаем вас сутра.

А, здоровым быть и крепким

Помогает нам ходьба.

(ходьба в колонне)

По заснеженным дорожкам

Мы крадёмся словно кошки.

(ходьба на носках – руки на поясе)

Сугробы за ночь подросли

Стали очень высоки.

(ходьба на пятках – руки вверх)

Снег, снежок идёт с утра,

Начинается игра

Как услышишь слово «три»

Скорей снежинку лови.

Раз, два, три,

Стоп, замри!

(ходьба с хлопками над головой, руки на поясе)

До чего мороз велик,

Нам стоять не велит.

(лёгкий бег в колонне на носках)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

(бег врассыпную)

Общеразвивающие упражнения

«Погреемся» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки подняты в стороны. Хлопнуть по противоположным плечам. Повторить 6 – 8 раз.

«Весёлый снеговик» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Поворот туловища вправо – развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Поворот туловища влево – развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение в каждую сторону 4 раза.

«Лыжник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки. Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз - назад; затем вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6—8 раз.

«Катание на санках» И. п. сидя, прямые ноги слегка расставлены, прямые руки подняты вперёд. Лёгкие наклоны назад – вперёд, неопуская рук. Выполнить упражнение 4 раза назад, 4 раза вперёд.

«Конькобежец». И. п.: стоя на коленях, колени расставлены на ширине плеч, руки за спиной. Наклонить туловище вправо, слегка присев на пятку (выдох); принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону.

«Греем ноги» И. п.: сидя, руки сбоку, на полу, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и обхватить их руками. Вернуться в исходное положение. Повторить 6 - 8 раз.

«Снежинка» И. п.: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.

Прыжки на месте на двух ногах.

Заключительная ходьба.

Дети произносят: Что бы день твой был в порядке

Начинай его с зарядки! Здоровье в порядке, спасибо зарядке!

ХОД дня.

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Отгадывание загадки.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (зимой)

Беседа о зиме.

Зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.

Какими еще словами можно сказать о зиме?(белоснежная, холодная, морозная, зимушка)

Отгадайтезагадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня ….(Зима).

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне…(мороз).

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет …(иней).

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится…(снег).

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я?(Зима)

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль).

Декабрь-первый зимний месяц.

Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы.

Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют«лютень»или«лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры.«Месяц январь - зимы государь»- так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем»,«ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли«святым воздухом», а холодный ветер с севера называли«сиверкой». Когда становилось холодно, так иговорили:«Сиверка подул».В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

Физкультминутка

Вот студеною зимой. Дети машут руками

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые

Он суровый и могучий. Движения руками.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед

Даже хитрая лиса нанесколько секунд,

Притаилась и сидит, потом встают.

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

Беседа о снежинках.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок?(Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?(Ответы детей).

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку(железную)и надавливаем ею на соль(несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук(ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

- Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

- А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.

- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Загадки о зимних забавах.

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги. И по большим снегам беги (Лыжи).

3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

4.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант(если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег –(снежная);

Мороз –(морозная);

Ветер –(ветреная);

Стужа –(студёная);

Холод –(холодная).

Игра -_викторина«Что наделала зима?»

1. Зима пришла с морозами и всё…-(заморозила).

2. Метель мела и все тропинки…–(замела).

1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).

2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).

11. Игра«Назови ласково»

- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз –(морозец).

2. Лёд –(ледок).

1. Холод –(холодок).

2. Метель –(метелица).

Игра «Найди лишнее слово».

- Послушайте и найдите лишнее слово.(Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

Снег, снегирь, снасти, снеговик.

Холод, хороший, холодильник, холодок.

Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие»(со снежком)

Зимой метель(метёт)

Ночью ветер в трубах(воет, завывает)

Из снеговой тучи снежинки(падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк(воет)

Назиму медведь в берлоге(засыпает)

Мороз щёки и нос(щиплет)

Зимой вода в реке(замерзает)

Иней на ветках деревьев(блестит)

Зимой снег всёвокруг(накрывает)

Деревья зимой(спят)

Под снегом травка зимой(греется)

Зимой насекомые(прячутся)

-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим:«Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.

Лепка «Зимующие птицы»

Цель: закрепить умение лепить из целого куска пластилина фигурки птиц, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки.

Прогулка.

Насыпать гостинца в кормушки, наблюдение за птицами.

Цель: приучать детей заботиться о братьях наших меньших, регулярно подсыпать корм.

Зимние забавы детей: катание с горки, на лыжах, на санках и так далее.

Наблюдение за природой, беседа какие изменения произошли с приходом зимы.

«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

2-я половина дня.

Загадывание загадок на зимнюю тему.

Цель: Учить детей размышлять.

Загадки:

После осени пришла к нам красавица…(зима)

Ни ведра, ни кисти, ни рук,

А побелит все вокруг………( снег)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить повыше,

Если б крыши там нашлись! (сосулька)

Подышал он на окно –

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез инеем укрыл….

(мороз).

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло,

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий …(лед).

Подвижная игра «Попади комочком в ворота»

Цель: Развивать меткость.

«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Конструирование из бумаги: «Снежинка»

Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой, загибать ее по краям колечком, склеивать, а также в форме « восьмёрки», формировать из отдельных элементов снежинку, дополнять мелкими украшениями. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать целеустремленность, аккуратность.

Подвижная игра: «Сложи снежинку»

Дети под музыку бегут по группе, когда музыка заканчивается, они должны выложить из косичек снежинку.

Цель: Развивать быстроту реакции

Игра: «Найди и расскажи»

Цель: Закрепить знания примет зимы.

Дети выбирают из множества картинок те, что относятся к зиме, описывают, что на них изображено.

Результаты:

Дети повторили приметы зимы, познакомились с особенностями зимних месяцев.

Размышляли, делали умозаключения, учились отвечать полными предложениями.

Проявляли творческие способности в ручном труде.

Получили положительные эмоции от совместных игр.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: